УДК 633.3:631.5

ТАРЛАУ – ЛОМКОКОЛОСНИК СИТНИКОВЫЙ (ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ)

Бекмухамедов Э.Л.1, Сейлгазина С.М.1, Oмарханова Ж.А.1, Абдыкаримова Д.С.1
1Семипалатинский государственный университет имени Шакарима

Аннотация
В данной статье изложена история пастбищной культуры – тарлау - Pstаhyrostachys juncea (Fisch) Nevsкi,. Ее морфо-биологические особенности, обобщены материалы как по Казахстану, так и исследования ученых ближнего и дальнего зарубежья.

Ключевые слова: тарлау


TARLAU - LOMKOKOLOSNIK SITNIKOV (CULTURAL HISTORY)

Bekmuhamedov E.L.1, Seylgazina S.M.1, Omarkhanov J.A.1, Abdykarimov D.S.1
1Semipalatinsk State University named after Shakarim

Abstract
In this article stated culture history Pstаhyrostachys juncea Fisch, its morphological and biological features. Ceneralized materials on this culture, both Kazakhstan and researches of scientists of the near and far abroed.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Бекмухамедов Э.Л., Сейлгазина С.М., Oмарханова Ж.А., Абдыкаримова Д.С. Тарлау - ломкоколосник ситниковый (история культуры) // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://agro.snauka.ru/2013/05/1092 (дата обращения: 24.08.2023).

Тарлау - казахское название  ломкоколосника ситникового (Pstаhyrostachys juncea Fisch.) Nevsкi -является ценной пастбищной  травой, введенной в культуру еще в середине прошлого века. Полагаем, что название травы тарлау – благозвучно на казахском и русском языках, поэтому, повсюду необходимо использовать это название и лишь при необходимости применять его русское и латинское названия.

Тарлау, как кормовое растение, широко известно среди животноводов  республики и по достоинству оно оценено. Среди народа  о нем говорят: «шөптің жақсысы– тарлау, малдың жақсысы – жылқы» и «тарлауға жайылған жылқыны қарамай соғымға союға болады»– «из трав лучшая – тарлау, из животных – лошадь» ,«лошадь, выпасавшуюся на тарлау, можно не глядя  резать на согым».

Ранее, это растение называлось волоснецом ситниковым (ElymusjunceusFisch.).

Впервые  род ElymusL. описал Фишер в 1886году (Аникин,1970), позднее составители  Флоры Казахстана (1956) описали этот же род, а в нем вид E.junceusFisch, где также приводят его казахское название – тарлау. Авторы «Флоры» указывают, что тарлау широко распространен во всех почвенно-климатических зонах Казахстана, юго-восточной части б. СССР, западной и восточной Сибири, Средней Азин, Монголии, Джунгарии, Иране.

Во «Флоре СССР» и других изданиях С.А  Невский  (1934,1941) род ElymusL. на основании различий в строении  колоса, цветочной пленки, по количеству цветков и некоторым другим признакам подразделил на пять самостоятельных  вида и вид  E.junceusFisch. попадает в род PsathyrostachysNevski– ломкоколосник. Автор указывает, что его латинское название происходит, от греческих слов « psathyros»– ломкий и «stachys»– колос, из-за распадающейся на членики  оси колоса.

Рожевиц Р.Ю. (1930,1937) в своей монографии характеризует это растение двумя русскими названиями: колосняк шершавоколосый и ситниковый и относит его к роду колосняков.

 

 

 

 

 

Выходцев И.В. (1934) в род волоснец – Elymusвключает три вида, в том числе и ситниковый, и указывает на их местообитание по пустынно-    степным зонам солончаковатых участков, глубоких горных и высокогорных долин,  то есть территориально они распространены по всем долинам Киргизии.

В настоящее  время это растение относится к роду Psathyrostachys

- ломкоколосник, трибе Hоrdeae Вenth. – ячменевым, к подсемейству PoаteaeCevdul,– мятликовые, к семействуGraminaeJuss  – злаки (Черепанов, 1981).

Несмотря на то, что это растение описано учеными – ботаниками и хорошо известно специалистам кормовикам и животноводам, в литературе и по сей день  встречаются  его различные названия. Так, П.П Бегучев (1931), В.И. Евсеев (1938,1949), Л.Н. Соболев (1948), И.В. Ларин (1959) называют его волоснецом. Такому же названию этого растения придерживались в своих работах Л.И. Казакевич (1943,1956). С.Д. Шумилов, И.И. Мальцев (1976) именуют  это растение, как колосняк алтайский. Колесникова Е.В. (1979) приводит несколько народных названий этого растения – молотянка, колосник, дикая рожь. Павлов Н.В(1928) называет его на казахском языке – «түтік қоға». В русско-казахском сельскохозяйственном словаре (Арзымбетов, 1952) называет его «тарлау», а в  терминологическом словаре Т. Мусакулова и в книге «Растения Казахстана» С.Н.  Арыстангалиев и

Е.Р. Рамазанов  (1977) оно по-казахски звучит – «тарлау қияқ».

В иностранной литературе в основном у американских и канадских авторов ломколосник ситниковый называется, как Russuanwildrye–(Potter, 1951; Rogler, 1951; Stelfoxи.др. 1954; Stitt, 1954; Smik,Hause,Potter, 1951;Rogler, Schaaf, 1961,что в дословном переводе на русский язык означает – «русская дикая рожь».

Первое описание этого растения дикорастущего экотипа указанием кормового достоинства находим у казахстанских и киргизских авторов: Н.М.Бекетов и др. (1929), И.В.Выходцев(1934). И.В. Ларин и др. (1937).

Ларин.И.В. и др. (1950) указывают, что тарлау – многолетнее коротко корневищное  растение, 45– 60 см высоты. Он широко распространен на солонцах и солонцеватых почвах сухой степи и полупустыни на юго-востоке Европейской части СССР, Западной и Восточной Сибири, Казахстане, Средней Азии. Автор считает, что по поедаемости, он считается хорошим кормовым растением.

Его листья весной и осенью хорошо поедаются крупным рогатым скотом, лошадьми, хуже – овцами и верблюдами. Генеративные стебли не поедаются. Учитывая,  крайнюю   выносливость засоления почв тарлау можно отнести к растениям, представляющим большой  интерес для испытания в культуре для улучшения солонцеватых пастбищ в сухой степи и полупустыне.

 

 

 

 

Во «Флоре Казахстане» (1956)  тарлау представлен как многолетний злак, высотой 25–80 см. Кусты его образуют дерновины: стебель тонкий, голый, гладкий, только под колосоми шероховатый; влагалище листа голое, гладкое, язычок очень короткий; листья сизо-или серозеленые, жесткие, плоские,  с завернутыми краями, с обеих  сторон шероховатые; колос 5– 11 см длины, 7– 12 мм ширины густой, ось очень ломкая, по ребкам реснитчатая, колосья зеленоватые, при созревании буроватые, сидят по 2–3, до 2–3х цветковые, 2–10 мм длины; колосковые чешуи  4–6 мм длины, шероховатые или коротко волосистые, нижняя цветочная чешуя ланцетная, 7–8 мм длины, покрытая несколькими  короткими или мягкими, длинными иногда густыми волосками , с 5–7 жилками , на верхушке заостренная, с короткой 1,5–2 мм остью.

В посевах кусты  тарлау намного мощнее и превосходят своих диких сородичей по всем показателям: высоте стеблей, длине колоса.

Весьма интересные сведения приводит Р.Г. Габуллин (1974). Автор указывает на большое распространение дикорастущих зарослей тарлау в б. Семипалатинской области по данным «Казгипрозема» (1971). В области площади  с доминантом  в травостое тарлау составляет 143,3 тысге. Наиболее значительные площади выявлены в таких животноводческих районах как Жарминский – 37,3 и Бородулихинский – 54,7 тыс.га. Также известно, что в восьмидесятые годы (Жампозов, Архипов,1978) отдельные хозяйства собирали семена тарлау с его естественных зарослей и улучшали пастбища его посевами. На одном из таких сохранившихся участков площадью более 50 га, нами проведены экспериментальные исследования по откорму молодняка овец грубошерстной породы.

Первое упоминание о тарлау как кормовой культуре находим в работах Л.И.  Казакевича (1943). Автор указывает, что исследования по его возделыванию были начаты на Краснокутской опытной станции еще в 1921 году.

Опыты Сталинградской станции животновотства подтвердили, что тарлау вместе с житняком и прутняком пригоден для травосмесей при улучшении сухих солонцеватых  степей,  как пастбищное растения.

В результате исследований, проведенных И.И Тереножкиным (1951,1959) в 1936 году на Сталинградской опытной станции, выявлена возможность улучшения пастбища  на солонцовых почвах путем посева тарлау. Урожай сена на комплексах с 40– 80% солонцов  составляли от 5– 8 до 15-20 и более  ц/га.

 

 

 

 

 

 

 

Казахстанские ученые М.В. Атаманченов и А.В. Каширина (1951) характеризуют тарлау как многолетний рыхлокустовой пустынно-степной злак, высотой 40– 60см. Тарлау  весной рано отрастает,  в апреле начинает кустится , его прикорневые листья сохранаются в зеленом состоянии до зимнего периода. В кормовом отношении тарлау – ценная трава, так как богата  белками  и до цветения  на пастбище охотно поедается всеми видами  животных, особенно крупным рогатым скотом.

Абдрашитова А.А. (1960) в результате исследований по интродуцированию тарлау приходит к выводу, что это растение в культуре отличается высокой засухоустойчивостью и урожайностью. По  содержанию протеина и белков тарлау относится к травам высокой питательности.

Зайцев Б.В. (1966,1967) вводил  в культуру два  дикорастущих экотипа тарлау, семена которых были собраны в Восточном Казахстане (окрестности с. Катон – Карагай) и Алтайском крае. Этот злак привлек внимание автора ранним отрастанием весной и прекращением роста поздней осенью, что с высокими питательными достоинствами делают его особенно  ценным кормовым растением. Два экотипа этого растения в течении трех лет (1962-1964) обеспечили следующий урожай зеленой массы в период цветения – 113 и 94, сена–46 и 38 и семян – 3,6 и 2,8ц/га.

В предвоенные годы работы по введению в культуру тарлау в Казахстане проводила А.В Каширина. В годы войны проводились исследования по изученио технологии возделывания тарлау, создавались семенные участки.

Однако, в период критики системы земледелия и внедрения повсеместно кукурузы и гороха, все его участки были распаханы и лишь случайно оставшиеся два участка площадью 1,5 и 3 га различного возраста тарлау сохранились и позволили в последующем продолжить исследовательские работы. В последствии путем массового отбора после свободного переопыления образцов дикорастущих форм, семена которых были собраны в Алма-Атинской, Карагандинской  Оренбургской областях, был выведен его первый сорт – «Бозойский», авторы. – А.В Каширина,

С.Н Прянишников, Э.Л.  Бекмухамедов.

Следующим казахстанским сортом тарлау является –  Шортандинский, выведен сотрудниками ВНИИ зернового хозяйства –

Е.В. Колесниковой и К.Д. Постоялковым, путем массового отбора от свободного переопыления образцов дикорастущих экотипов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Иванов. А.И и др.(1986) отмечают,что в Алтайском крае переданы в государственное сортоиспытание сорта Приобский (Мальцев,1981) и Гуселетовский  (Сагатов, 1982). В Киргизии сорт тарлау Сусамырский (местная популяция) широко изпользуется с целью улучшения пастбищ.

Лубенец П.А. (1960) указывает, что завезенный из Советского  Союза в 1926 году тарлау оказался в западных провинциях Канады весьма переспективной культурой.

В настоящее время в США и Канаде известны с десяток сортов тарлау – Виналл (Vinall), Сауки (Sawki), Маяк (Majak), Кэбри (Cabree), Свифт (Swift), Бозойский селекционный (Bozoiscky select). Радоначальником всех этих сортов кроме последнего, является дикорастущий образец, полученный в свое время  из Советского Союза, а именно из Омской области.

Испытания в штатах Юта, Айдахо, Вайомингп оказали, что наибольшей продуктивностью солеустойчивостью отличался интродуцированный из Казахстана сорт тарлау Бозойский. В результате двукратного  рекуррентного отбора  по продуктивности в условиях США получен сорт BozoiskySelect –превосходящий  по продуктивности стандарт на 2-м и 3-м годах жизни на 23% (Asay,1983).

Исследователям мы авторы, при создании сеяных пастбищ и улучшения деградированных надо просто собрать семена с дикорастущих зарослей тарлау, а еще лучше разыскать семена сортов Бозойский и Шортандинский и проводить намеченные мероприятия.

В Республике Казахстан во всех областях в 60–80 годы в системе научно-исследовательских учреждений и опытных станций проводились исследования по разработке технологии создания и использования травостоя тарлау, написаны рекомендации, статьи, брошюры, а в книге «Тарлау»

Э.Л. Бекмухамедова и др. обобщены все материалы по этой культуре, как по Казахстану, так и исследования ученых ближнего и  дальнего зарубежья, приводится литература – по этой культуре до 2000 года.


Библиографический список
  1. Абдрашитова  М.М. Перспективные дикие кормовые злаки:тр. ин-та Казах.СХИ.– Алма-Ата.  1960.–Т.8.–С.162-168.
  2. Аникин Ю.Я. Биологические особенности волоснеца ситникового и его использование: Дисс.канд.биол.наук.–Волгоград, 1970.–252с.
  3. АрзымбетовС. Русско-казахский сельскохозяйственный словарь с  основными терминами биологии.– Алма-Ата: Кайнар,1952. – 246с.
  4. Арыстангалиев С.Н., Рамазанов Е.Р. Растения Казахстана: народные и научные названия. – Алма-Ата: Наука. 1977. –310с.
  5. Бегучев П.П. Дикие пастбищные и сенокосные травы Нижнего Поволжья. М.,Л.: Сельхогиз. 1931.–64с.
  6. Бекетов Н.М.,Иманалиев Г.Н. Ищенко М.М. и др. Естественные корма юго-западного Казахстана. – Л.1929. –  Вып.7. – С.43-45.
  7. Бекмухамедов Э.Л., Арыстангулов С.С., Куспангалиева Х. ,Бекмуха-медов  Н.Э.- Тарлау (ломкоколосник ситниковый) Алматы: Тогалай Т. 2010. –392с.
  8. Выходцев И.В. Главнейшие дикорастущие кормовые и вредные в кормах растений  Киргизской ССР.– Фрунзе: Киргизиздат. 1934. – 43 с.
  9. Габдуллин Р.Г.Агробиологические особенности и производственная  характеристика волоснеца ситникового  в условиях полупустынной зоны Семипалатинской  области КазССР: Автореф.дис.канд.биол. наук. –Л.–Пушкин. 1974. –24 с.
  10. Евсеев В.И. Рациональная система использования пастбищ в сухой и засушливой степи. – М.: Куйбышев. 1938. – 138с.
  11. Евсеев В.И. Пастбища юго-востока.–Чкалов:Чкаловское изд-во. 1949. –312 с.
  12. Жампозов Б., Архипов В. Волоснец ситниковый. – Сельское хозяйство Казахстана. – 1978. –№7. –С. 30–31.
  13. Зайцев Б.В. Дикорастущие представители элимоидных родов  как материал для интродукции // Перспективные полезные растения флоры Сибири.-Новосибирск: Наука. 1973. –С.136-145.
  14. Зайцев Б.В. Органогенез ломкоколосника ситникового (Psathyrostachys junсea (Fisch.) Nevski) в условиях культуры // Полезные растения природной флоры Сибири – Новосибирск: Наука, сиб.отд., 1967.– С. 198-206.
  15. Иванов А.И., Сосков Ю.Д., Бухтеева А.В.  Ресурсы многолетних кормовых растений Казахстана, справочное пособие. – Алма-Ата: Кайнар.1986. –219с.
  16. Казакевич Л.И. Американсий и сизый волоснецы – новые перспективные кормовые злаковые  травы на юго – востоке// Информ. –науч.бюлл.инст. зернового хозяйства юго- востока СССР. –М., 1943. –№3. – С. 17–20.
  17. Казакевич Л.И. Роль сизого волоснеца для коренного улучшения полупустынных пастбищ Нижнего Поволжья // Тез. докл. Науч.конф.по рациональному кормлению и содержанию продуктивных животных. М.:Изд. Моск. вет.ак. МВО СССР, ВАСХНИЛ. 1956. –Вып.3.– С. 48–50.
  18. Колесникова Е.В. Многолетние злаковые травы и их селекция на севере Казахстана // Селекция полевых трав в северном Казахстане.-Целиноград: Изд-во ВО ВАСХНИЛ, Всесоюз.НИИ зернового хоз-ва. 1979.–С. 51–58.
  19. Ларин И.В., Агабабян Ш.М., Ларина В.К. и др. Кормовые растения естественных сенокосов и пастбищ.– Л.: Изд-во ВАСХНИЛ. 1937. –С. 275 –276.
  20. Ларин И.В., Агабабян Ш.М., Работнов М.А. Кормовые растения сенокосов и пастбищ СССР. – М.–Л., 1950.–Т.1. – С. 509–510.
  21. Ларин И.В. Улучшение и рациональное использование пастбищ и сенокосов на   солонцовых комплексах. // Земледелие . – 1959. –№10.–С. 42–52.
  22. Лубенец П.А. Возделывание, селекция и семеноводство многолетних трав в Канаде: тр.по прикладной ботанике, генетике и селекции –Л.1960.–Т 23.–Вып. 3. – С. 205– 232.
  23. Невский С.А. Флора СССР.– М: Изд-во АН СССР.1934.–Т.2.–610с.
  24. Невский С.А. Флора и систематика высших растений: тр. института ботаники АН СССР.  –М., 1941.–Вып.5–420с.
  25. Павлов М.В. Флора Центрального Казахстана.– Алма-Ата: Изд-во Наркомиссариат  земледелия Каз.ССР, – 1928. –У. 1.–108с.
  26. Рожевиц Р.Ю. Очерки растительности восточного Усть-Урта. Отчет о работах почвенно-ботанического отряда Казахской ССР.– М: Изд-во АН СССР. 1930.– 165с.
  27. Рожевиц Р.Ю. Злаки. Введение в изучении кормовых хлебных злаков. – М.-Л.: Сельхозгиз, 1937. – 310с.
  28. Соболев Л.Н. Естественные кормовые угодья Казахстана; – тр.институтагеографии АН Каз. ССР. – Алма-Ата. 1948.–Вып.9.–298с.
  29. Тереножкин И.И. Улучшение и использование пастбищ Сталинградской области.– Сталинград.1951. –76с.
  30. Флора Казахстана. – Алма-Ата. 1956.-Т.1.С. 328-329.
  31. Черепанов С.К. Сосудистые растения СССР.– Л.: Наука, 1981. –С.378-379.
  32. Шумилов С.Д., Мальцев И.И. Колосняк алтайский – ценный кормовой злак // Науч. –тех.бюлл.– Барнаул: Изд-во СО ВАСХНИЛ. 1976. –Вып.10. –С.25-30.
  33. Asay K., Johnson D.A., Sсreening for unprоved stand establishment in Russian W;ld ryegrass.  Canad J. Plant. Sсi. 1980. –V.60. –N.4. – P.1171-1177.
  34. Potter L.D. Comparative seedling characteristics of standard crested wheatgrass and Russian wild rye// Bоt.Gaz. –1951.–V. 112. –N.4. –P.349-365.
  35. Rоgler G.A. Russian wild rye. –Wachington, 1951.–8p (U.S.Dept.Agr. Leaflet. N. 313).
  36. Schaaf H.M. Effесt of plating dаte on seed praduction in Russian wild -rye (Elymus junсeus Fisch.) Agron.J. – 1961. – V.53.–N.5.–P.353-35
  37. Smika D.E., Haas H.J. Rogler G.A., Yield, guality and fertilizerrecovry of crested wheat grass, brоmegrass and Russian wild rye as influence by fertilization // J. Range Mngmt.–1960.–V.3.– N.5.–P. 243-246.
  38. Stelfоx H.B. ,Heinrichs D.H. Knowles R.P. Seed praduction studies with Russian wild  rye//Canad. Agr.Sci.–1954.–V.34. – N.1 –P. 28-34.
  39. Stitt .R.E. Seed productionof Russian wild rye // Argon.J. –1954.–V.46.–N.4– P. 171-175.


Все статьи автора «Бекмухамедов Н.Э.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: