УДК 33

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Анисимова Полина Михайловна
Сочинский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается организации подобно живому организму, жизненный цикл организации, составные элементы жизненного цикла, когда организация находится в стадии становления, накопленный на предшествующей стадии опыт, формализацию деятельности организаций.

Ключевые слова: организация


THE LIFE CYCLE OF THE ORGANIZATION

Polina Anisimova
Sochi State University

Abstract
The article deals with the organization like a living organism, the life cycle of the organization, the constituent elements of the life cycle, when the organization is in its infancy, the accumulated experience of the previous stage, the formalization of organizations.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимова П.М. Жизненный цикл организации // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2015/04/1845 (дата обращения: 30.04.2017).

Организации подобны живому организму – они зарождаются и развиваются, добиваются определенных успехов в своей цели, но со временем сдают обороты, и, в конце концов, прекращают свое обособленное  существование. Бесконечно долго продолжать своё существование не удавалось ещё ни одной организации, однако, лишь немногие из них могут похвастаться столетней историей, за которую, как бы долго она, в сущности, не длилась, организация претерпевает множество изменений. На сегодняшний день можно с уверенностью заявить о том, что новые организации формируются ежедневно, ровно как и каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда.

Руководителю должно быть известно, на каком этапе развития находится организация, поскольку именно он оценивает, насколько принятый стиль руководства соответствует данному этапу. Оттого возникает понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых последовательных изменений состояния организации происходящих в течение времени.

Итак, в общем виде жизненный цикл организации можно определить как совокупность некоторых стадий развития, проходимых организацией за период своего функционирования.

Составные элементы жизненного цикла следующие: зарождение,  становление, рост, выраженный в активном заполнении фирмой выбранного ею сегмента рынка, зрелость, выраженная в сохранении имеющейся доли рынка под своим контролем, а так же старость, выраженная в быстрой потере своей доли рынка и вытеснении конкурентами. В дальнейшем происходит либо ликвидация предприятия, либо слияние с другим, более крупным, либо же разделяется на другие организации, которые в большинстве случаев оказываются на стадиях роста или зрелости.

Когда организация находится в стадии становления, происходит формирование жизненного цикла её продукции. Цели её пока еще нечеткие, а творческий процесс протекает свободно, где продвижение к следующему этапу требует стабильности и ресурсов. Для этой стадии характерны такие явления, как: непосредственно зарождение, поиск единомышленников, подготовка к практической реализации идеи, юридическое оформление предприятия, подбор  персонала и выпуск первой партии продукции.

Основателем предприятия выступает предприниматель, выполняющий все работы в одиночку или с несколькими сотрудниками. На этой стадии в компанию  часто приходят люди, будучи привлеченными личностью основателя и разделяющие его идеи. Коммуникации легки и неформальны. Сотрудники работают много и долго, компенсируя это скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие высокие доходы. Организация пока ещё не формализована и не бюрократизирована, в ней совсем простая структура управления. Самое большое внимание уделяется разработке новой продукции и завоеванию места на рынке. Примечательно, что некоторые компании останавливаются в своем развитии в этой стадии на многие годы.

На этапе возникновения фирмы важным моментом является определение стратегии конкурентной борьбы. Возможна стратегия действия в сфере крупного производства товаров и услуг. Иной вариант –  удовлетворение индивидуальных потребностей конкретного человека. Третья стратегия заключается в глубокой специализации производства, иными словами – на том, что организации удается лучше остальных.

Далее следует период быстрого роста организации, осознание и формулировка своей миссии и создание стратегии организационного  развития. Активное освоение рынка, рост интеграции усилен.

Залог успеха развития организации на этом этапе состоит в зависимости от:

• понимания идей лидера организации её участниками;

• внедрения участниками новых идей;

• готовности к реализации решений лидера;

• эффективности коллективной работы.

Условно этот этап называется становления основ организационной культуры.

Осложнено всё тем, что создателям компании должно быть уже не простыми предпринимателями, а менеджерами-профессионалами. Это неизбежно влечет за собой изменение самого стиля управления, к чему не все оказываются готовы. Поэтому для данного этапа вполне типично обращаться за помощью со стороны профессионалов в качестве передачи им основных полномочий, а так же к консультантам по вопросам учета и контроля.

Стадию роста можно характеризовать:

  • увеличением числа сотрудников;
  • разделением труда по функциональным;
  • формализацией коммуникаций;
  • внедрением новых для фирмы систем стимулирования, стандартизации работ и прочих.

Главной задачу на этом этапе можно определить как создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Накопленный на предшествующей стадии опыт, прорабатывается, индивидуальные знания возводятся в ранг групповых и организационных, ровно как и личностные ценности преобразовываются в ценности организации. Цели организации согласовываются, происходит формулировка неких правил сосуществования с внешней средой.

Следующий этап называется «формализацией деятельности», или, по-другому – стадия зрелости. Это период стабилизации роста и структуры, формализация ролей, усиления акцента на эффективность.

Организация достигает одно из лидирующих положений на рынке. С расширением ассортимента продукции и комплекса услуг создаются новые функциональные подразделения, структура компании усложняется.  Политика компании и распределение ответственности формализуются, централизация усиливается в разы.

Переход в стадию зрелости означает, что организации удается сохранять устойчивые позиции во внешней среде. Накопленный опыт находит свое место в системе организационной культуры, оказывая своё влияние на деятельность сотрудников.

Этот опыт обеспечивают широкое распространение постулатов организации среди еe участников и передаётся новичкам в качестве истории успеха. На  предыдущих этапах развития организационная культура была сильно подвержена влиянию со стороны личной культуры её лидеров и  внешней среды, то на этапе зрелости она становится правилом и нормой, оказывающей влияние на все аспекты жизнедеятельности организации.

Но, как бы то ни было, всё имеет своё начало и конец. Организация – не исключение. И подобно живому организму она, как и всё живое, стареет. Называется это этапом спада, и характеризуется он резким падением сбыта и снижением прибыли. Стадию старости организации можно определить как её противоречие с окружающей средой, выраженное либо в появлении неравной конкуренции, либо или в исчезновении самого рынка.

В данной ситуации получаемый организацией практический опыт не закрепляется в существующей базе знаний организации. Основные постулаты организационной культуры перестают интерпретировать реальные события, и провозглашенные ею ценности членами коллектива больше не воспринимаются как таковые.

С каждым переходом компанией от одной стадии развития к другой, образуются новые организационные проблемы. Важно понимать, следствие ли это неверных управленческих решений, разрешается ли это путем небольшой корректировки системы управления, или же возвещение о приближении новой стадии развития? Из этого следует, что залогом рациональной и эффективной деятельности предприятия является понимание происходящих процессов в организации её менеджерами и работниками.

Подводя итог, обозначим главные цели компании на каждом из её жизненных этапов:

1. При создании организации её главнейшей целью будет выживание, а основной задачей будет выход на рынок.

2. В стали роста её главная цель – работа на прибыль ближайших перспективах, а основная задача для взаимодействия со внешней средой – укрепление позиций и захват рынка. Взаимодействие с внутренней предполагает планирование дохода, увеличение заработной платы сотрудникам, предоставление им различных льгот.

3. Последовательный и гармоничный рост, а так же создание индивидуального имиджа является главной целью для компании на стадии зрелости. Основные задачи здесь – рост в разных направлениях  деятельности во вне, а в области организации труда – его разделение и кооперация, в соответствии с индивидуальными результатами должное премирование.

4. На этапе старения главной целью фирмы будет старение сохранение достигнутых результатов, а главной задачей станет обеспечение стабильности, свободный режим организации труда.

5. Так же возможна стадия возрождения организации, где главная цель состоит в оживлении всех её прежних функций, достижении роста за счет сплоченности персонала,  а её главная задача – омоложение за счет внедрения инновационного механизма или научной организации труда.

В противном случае логическим завершением жизненного цикла организации становится её полное исчезновение. В какой-то степени она продолжит своё существование в виде слияния с другой, более крупной компанией, или в виде разбиения на части, но итог един – когда-то созданная и начавшая с нуля своё дело организация прекратила своё существование.


Библиографический список
  1. Balabanova A. THE IMPORTANCE OF RURAL TOURISM IN THE FORMATION OF NEW FORMS OF ECONOMIC RELATIONS IN THE REGION. European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 181-185.
  2. Chrysostomos A., Balabanova A.O. DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TOURISM IN THE KRASNODAR REGION. European Journal of Economic Studies. 2014. № 3 (9). С. 128-134.
  3. Keschyan N. EFFECT OF CLIMATE ON THE TOURISM AND NECESSITY OF RESEARCH European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 190-195.
  4. Keschyan N.A. TERRITORIES’ MARKETING STRATEGIES. European Journal of Economic Studies. 2014. № 3 (9). С. 150-154.
  5. Nefedkina S.A., Zhordan E. PROGRAM/TARGET METHODS IN MANAGING MUNICIPAL UNITS. Tourism Education Studies and Practice. 2014. № 4 (4). С. 159-165.
  6. Анисимова Н.Н. ВЛИЯНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4. С. 182-185.
  7. Анисимова Н.Н., Угрюмов Е.С. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ 2014 ГОДА Известия Сочинского государственного университета. 2007. № 1-2. С. 90-97.
  8. Карамова А.С. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Политика, государство и право. 2014. № 1 (25). С. 10.
  9. Карамова А.С. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ. Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 (30). С. 35.
  10. Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и её решение//Политика, государство и право. 2014. № 8
  11. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае//Политика, государство и право. -Январь 2014. -№ 1


Все статьи автора «annafisht»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: