Алтайский край является регионом, благоприятным для сельского туризма. Его развитие может быть основано на разнообразии природных и культурно-исторических ресурсов. В селах Алтайского края сохранены национальные традиции, этнические особенности хозяйствования в быту, представленные в усадьбах русских, немецких, украинских, белорусских, казахских семей.
Под сельским туризмом понимается «отдых туристов в сельской местности, в условиях, которые созданы семьей на базе собственного жилого дома, приусадебного участка, фермерского хозяйства, территории традиционных промыслов» [5].
Для сельских территорий развитие данного вида туризма имеет огромное социально-экономическое значение, а именно способствует росту доходов населения и увеличению его занятости, повышению образовательного и культурного уровня, дополнительным налоговым поступлениям в местные бюджеты, росту заинтересованности населения в сохранении окружающей среды, установлению новых деловых связей.
Основными причинами выбора потребителями отдыха в сельской местности являются :
1. Ограниченные финансовые ресурсы, что не позволяет приобрести отдых на туристской базе и курорте,
2. Желание отдыхать в сельской местности всилу устоявшихся привычек, доминирования определенных ценностей (например, семейные традиции),
3. Следование рекомендациям врачей отдыхать в определенных природно-климатических условиях,
4. Оздоровление организма посредством потребления экологически чистых продуктов,
6.Возможность поучаствовать в выполнении сельскохозяйственных работ,
7.Возможность приобщиться к иной культуре.
Следует подчеркнуть, что в нашей стране сельский туризм пока не пользуется такой популярностью, как за рубежом, несмотря на то, что данный вид отдыха экономичен и экологичен. По данным министерства сельского хозяйства, в развитии сельского туризма участвуют только 11 регионов России из 83, а на долю сельского туризма приходится всего 2% путешествий.
Безусловными препятствиями развития туризма в сельских территориях являются:
-
отсутствие законодательной базы данного вида туризма,
-
отсутствие стандартов качества оказания услуг сельского туризма, требований к организации процесса обслуживания туристов в селькой местности на базе частных усадеб,
-
неготовность местного населения принимать туристов в связи отсутствием знаний и навыков, а также в связи с отсутсвием достаточных материальных ресурсов для организации такого вида отдыха,
-
слабое развитие дорожно-транспортной и других видов инфраструктуры в сельских территории России и др.
Эти же препятствия можно экстраполировать и на развитие сельского туризма в Алтайском крае, что усугубляется еще и тем, что регион является регионом-реципиентом, что сдерживает развитие инфраструктуры, прежде всего, а также сказывается на уровне доходов населения, в частности, сельского, который отстает от уровня других субъектов Сибирского федерального округа. Тем не менее, в крае имеются и предпосылки для развития сельского туризма. Кроме названных выше, следует отметить, что отличительной особенностью Алтайского края является значительная доля сельского населения – 46,4% (в среднем по России – 27%). В регионе насчитывается более 400 тысяч личных подсобных хозяйств и более 3 тысяч фермерских хозяйств, что в целом является факторами, способствующими развитию сельского туризма.
Усилия по продвижению услуг сельского туризма в Алтайском крае сосредоточены в двух плоскостях: во-первых, это инициатива самих владельцев усадеб, во-вторых, это инициатива органов власти и местного самоуправления. Пока доля усилий по продвижению силами самих хозяйств очень незначительна. Этому во многом препятствует отсутствие средств на продвижение у сельских жителей, поскольку затраты на маркетинговые коммуникации составляют значительную сумму.
Продвижение услуг сельского туризма в крае осуществляется преимущественно на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Продвижение на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям:
-
создание целевых программ развития сельского туризма,
-
оказание грантовой поддержки предпринимателям,
-
поддержка инициатив по продвижению сельского туризма со стороны научного сообщества,
-
проведение событий, способствующих укреплению имиджа региона как региона сельского туризма и продвижению данного вида услуг.
В 2008 году в крае была принята целевая программа развития сельского туризма на 2009-2012 г.г. Общий объем финансирования программы из краевого бюджета за 3 года составил около 24 млн. руб., в том числе на развитие материально-технической базы – 18 млн. рублей. Также администрациями отдельных муниципальных районов (Алтайского, Быстроистокского, Змеиногорского, Красногорского, Солонешенского, Смоленского, Ельцовского, Новичихинского) разработаны и приняты муниципальные программы развития сельского туризма.
Грантовая поддержка в сфере сельского туризма представлена грантами Губернатора Алтайского края, грантами службы занятости населения. Поддержку получают по большей части инфраструктурные проекты (строительство и реконструкция жилых зданий, а также историко-культурных объектов).
Что касается участия в продвижении научного сообщества, то развитием и продвижением сельского туризма в Алтайском крае занимается «Центр сельского туризма», организованный при участии группы преподавателей кафедры «Сервис и туризм» АлтГТУ. При финансовой поддержке Программы, в настоящее время ведется содержательное наполнение сайта «Сельский туризм в Алтайском крае»[4].
Основными событиями, организуемыми в целях продвижения сельского туризма являются: форумы сельского туризма, праздники («Яблочный спас», «Медовый спас» и т.п.), участие делегации края в выставках различного уровня.
Таким образом, в крае накоплен значительный опыт продвижения услуг сельского туризма. Тем не менее, есть проблемные области, в частности, малая активность самих жителей, слабая представленность информации о крае в центральных СМИ и на крупных туристских порталах, а также недостаточно развитая в сельской местности туристская инфраструктура.
В качестве перспективных направлений по организации процесса продвижения услуг сельского туризма в регионе можно назвать следующие:
-
организация обучающих семинаров для владельцев гостевых усадеб по вопросам продвижения своего бизнеса (с привлечением средств программ поддержки развития туризма),
-
использование возможностей среды интернет, размещение информации на существующих порталах, посвященных тематике туризма, как созданных и финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе, на официальных сайтах соответствующих ведомств,
-
ежегодное создание каталога сельского туризма для участия в выставках разных уровней и масштабов за счет средств краевого бюджета,
-
привлечение администрациями всех уровней СМИ для освещения предложений сельского туризма региона либо на безвозмездной основе, либо на льготных условиях и др.
В любом случае, необходимо усилить работу в области координации усилий власти и бизнеса, поскольку во всех развитых странах Запада, где сельский туризм развивается быстрыми темпами и служит действительно источником дополнительных доходов для сельских жителей, в основе такого развития лежат механизмы кооперации и сотрудничества.
Библиографический список
- Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL:http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3334 (дата обращения: 10.10.2014).
- Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: формирование и развитие: монография / А.Б. Здоров. – М. : Логос, 2011. – 211
- Нуриахметова А.Ф. Развитие сельского туризма во Франции // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2341 (дата обращения: 05.11.2014)
- Сельский туризм в Алтайском крае [Электронный ресурс]. URL:http://www.selo22.ru/ (дата обращения 21.11.2014)
- Сельский туристский бизнес в Алтайском крае : учебное пособие / под ред. А.Н. Дунца. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. – 126 с.