Регулирование рыночной экономики государством необходимо для упрочнения существующей системы социальной экономики в столь непредсказуемых условиях. Так как рыночного механизма недостаточно для решения социально-экономических вопросов на уровне региона в виду его ограниченности, на помощь приходит региональная экономика как отдельная отрасль государственного регулирования.
Комплексный подход к достижению целей региональной политики предполагает коммерческий, социальный и бюджетный эффекты. Данная задача очень сложна в виду медленной адаптации к условиям внешней среды, поэтому между субъектами рынка существуют огромное количество компромиссов.
Учет мировых тенденций в региональной политике является первоосновой её составляющих. Они включают в себя:
1. Маневренность в применении ресурсов
2. Стандартизация потребностей человека в зависимости от качества условий жизни
3. Человек играет главную роль в социально-экономическом развитии территории.
4. Развитые страны предлагают более качественные общественные блага.
В последние годы исследования в области управления регионом стали существенно более необходимы в работе государственных служащих. Их цель – создание определенных условий для развития объектов и процессов, расположенных и происходящих на территории.
Обеспечить стабильность развития территории в перспективе – значит обеспечить «выживаемость» территории в столь конкурентоспособной среде как рынок территорий. Территория подобна предприятию – точно так же как и последнее, она предлагает разнообразные «товары» – производственная и промышленная направленность территории, так и «услуги» – объект туристического интереса.
Добиться этой глобальной цели возможно с позиций маркетинга, то есть продвижения, рекламы той или иной территории с выгодой для её развития и существования. Именно маркетинг позволяет организовать управление объектом – в нашем случае территорией – таким образом, чтобы в условиях конкурентной борьбы добиться потребительского предпочтения, выраженного в непосредственном развитии, а так же притоке на территорию материальных, финансовых и человеческих ресурсов.
Маркетинг в сочетании с территориальным менеджментом предназначен для создания и поддержания престижа и притягательности, как самой территории, так и сосредоточенных на ней ресурсов. Сознательное предпочтение одной территории в противовес другой, потребность и желание людей, проживающих на ней, вести разнообразную экономическую деятельность определяют успешное развитие территории.
Итак: деятельность, направленная на улучшения качества жизни, являющаяся своего рода определенным образом мышления и действий руководителей регионов а так же предпринимателей, основанная на удовлетворении потребностей населения в целом регионе, называется территориальным маркетингом.
На маркетинговую среду территории влияют два вида факторов:
1. Контролируемые, то есть внутренняя среда, которая включает в себя:
- Совокупность ресурсов территории (социальные, природные, инфраструктура)
- Параметры состояния территории в социально-экономическом аспекте на данный момент (благополучие жителей, финансы территории, уровень развития производства)
- Параметры состояния внутри соответствующего органа исполнительной власти, который рассматривается как некая организация, управляющая данной территорией (структура организации, персонал, его квалификация и мотивация)
2. Неконтролируемые, то есть внешняя среда, которая представлена в виде микро- и марко- уровней. Микросреду составляют непосредственно потребители ресурсов и общественных благ территории, территории-конкуренты и учреждения, филиалы которых находятся на данной территории. Макросреду составляют экономические, политические, технологические и социо-культурные факторы, которые, в свою очередь на макро-уровне могут оказать воздействие на развитие территории. Следовательно, главной задачей управления территорией является, прежде всего, прогнозирование, изучение и приспособление к изменениям на макро-уровне.
На практике маркетинг реализуется при помощи некоторых средств, иначе называемых инструментами маркетинга. В территориальном маркетинге эти инструменты выглядят следующим образом:
1. Территориальный продукт – им является сама территория, выраженная в совокупности понятий:
- характеристики и ресурсы территории (территория воспринимается человеком как место его расположения в пространстве)
- территория как объект экономических и социальных интересов человека, то есть место, где человек получает и тратит свой доход.
- общественно-организованные силы территории, определяющие и влияющие на жизнь человека и его деловую активность.
2. Цена территориального продукта – проще говоря, это затраты потребителя при осуществлении деятельности на данной территории. Это понятие предполагает учет явных и вменённых издержек, что играет не последнюю роль при сравнении и выборе территории. Кроме того, если потребитель считает конкретную территорию уникальной, то цена территориального продукта подвергается воздействию важности потребности.
3. Место/локализация территориального продукта. С одной стороны, это – статичная точка на карте, не подлежащая изменению, а с другой – динамическая характеристика, заключающаяся в рамках рассмотрения территории как звена коммуникационной системы, через которое движутся материальные, финансовые, сырьевые, человеческие и информационные потоки. Положение территориального продукта рассматривается как извне – конкретная территория среди других территорий, так и «внутри» – с позиции местонахождения различных ресурсов на анализируемой территории.
4. Продвижение территориального продукта. Для осуществления работы с данным инструментом могут быть задействованы все методы маркетинговых коммуникаций. Одним из них является реклама, содержательное наполнение которой преследует цель информирования потребителя о территории, убеждение потребителя в предпочтительности данной территории, а так же напоминание о необходимости приобрести только этот и никакой иной территориальный продукт. Огромный положительный эффект достигается при проведении разнообразных публичных мероприятий, например выставок, ярмарок, Дней дружбы, фестивалей и тому подобных. Общественное мнение создает благоприятную среду для восприятия территориального продукта широкой общественностью. Выгода, как конечная цель любого маркетингового хода, приобретается в ходе целенаправленной пропаганды территориального продукта.
Таким образом, маркетинг территорий включает себя следующие возможности:
- Характеризует ресурсы территории, условия и качество жизни, а так же качество управления на территории
- Оценивает стоимость проживания или осуществления деятельности на территории
- Оценивает расположение территории в пространстве относительно других территорий, дает критерии сравнения по данному поводу
- Способствует продвижению информации о территории и создает привлекательный образ территориального продукта – ресурсов, условий и качества жизни, а так же деловой активности.
Библиографический список
- Balabanova A. THE IMPORTANCE OF RURAL TOURISM IN THE FORMATION OF NEW FORMS OF ECONOMIC RELATIONS IN THE REGION. European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 181-185.
- Chrysostomos A., Balabanova A.O. DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TOURISM IN THE KRASNODAR REGION. European Journal of Economic Studies. 2014. № 3 (9). С. 128-134.
- Keschyan N. EFFECT OF CLIMATE ON THE TOURISM AND NECESSITY OF RESEARCH European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 190-195.
- Keschyan N.A. TERRITORIES’ MARKETING STRATEGIES. European Journal of Economic Studies. 2014. № 3 (9). С. 150-154.
- Nefedkina S.A., Zhordan E. PROGRAM/TARGET METHODS IN MANAGING MUNICIPAL UNITS. Tourism Education Studies and Practice. 2014. № 4 (4). С. 159-165.
- Абрамишвили Г.Г. Проблемы международного маркетинга. – М.: МО. 1984.
- Анисимова Н.Н. ВЛИЯНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4. С. 182-185.
- Анисимова Н.Н., Угрюмов Е.С. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ 2014 ГОДА Известия Сочинского государственного университета. 2007. № 1-2. С. 90-97.
- Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика. 1989.
- Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. — М.: Экономика, 2001.
- Введение в рыночную экономику: Под ред. А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. – М.: Высш. шк., 1994.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга – М.: 2003г.
- Ильин В.И. Поведение потребителей – СПб.: 2000г.
- Карамова А.С. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Политика, государство и право. 2014. № 1 (25). С. 10.
- Карамова А.С. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ. Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 (30). С. 35.
- Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и её решение//Политика, государство и право. 2014. № 8
- Котлер Ф. Основы маркетинга. 1994.
- Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае//Политика, государство и право. -Январь 2014. -№ 1
- Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для студентов – М.: 2007г.
- Управление организацией: Учебник/ под ред. А.Г. Поршнева – М.: 2000г.