УДК 519.233.5

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИАРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ

Зеленина Лариса Ивановна1, Урыков Владислав Андреевич2
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В.Ломоносова, кандидат технических наук, доцент кафедры Прикладной математики и высокопроизводительных вычислений Института математики, информационных и космических технологий
2Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В.Ломоносова, студент, Институт Математики, информационных и космических технологий

Аннотация
В данной статье рассматривается процесс влияния транспортной инфраструктуры региона на развитие сельского хозяйства области. На примере Архангельской области проводится анализ состояния транспортной сети и сельского хозяйства региона.

Ключевые слова: приарктические регионы, сельское хозяйство, транспортная инфраструктура


MODELING OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AND THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE ARCTIC REGIONS

Zelenina Larisa Ivanovna1, Urykov Vladislav Andreevich2
1Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, candidate of technical Sciences, associate Professor At Kladno mathematics and highly productive on calculations of the Institute of Math, information and space technologies
2Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, student, Institute of Math, information and space technologies

Abstract
This article discusses the process of influence of transport infrastructure on the development of agriculture. On the example of the Arkhangelsk region, the analysis of the status of the transport network and of agriculture in the region.

Рубрика: Сельское хозяйство

Библиографическая ссылка на статью:
Зеленина Л.И., Урыков В.А. Моделирование транспортной инфраструктуры и развитие сельского хозяйства приарктических регионов // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://agro.snauka.ru/2015/06/2461 (дата обращения: 13.07.2023).

Архангельская область располагается на севере европейской части России в зонах арктического, субарктического и умеренно континентального климатического пояса. Она является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России, занимая площадь 589913 км². Климатические условия региона по сравнению с южными областями Российской Федерации мало благоприятны для развития сельского хозяйства. Они же обуславливают и основное направление сельскохозяйственного производства – молочное животноводство. Наибольшее развитие сельское хозяйство получило на юге области, в более пригодных климатических условиях.

Географические особенности и состояние сельского хозяйства в регионе

Преобладание какого-либо вида транспорта в отдельных экономических зонах Архангельской области связано, прежде всего, с географическими и климатическими зонами региона, с особенностями расселения и развитием населения. В целом же все различные виды транспорта на территории области, взаимодействуя, дополняют друг друга, и конкурируя друг с другом, образуют единую транспортную систему (рисунок 1), которая обеспечивает все виды перевозок в регионе и оказывает существенное влияние на эффективность развития экономики всего приарктического региона, социальные и культурные особенности жизни населения.

В настоящий момент в регионе осуществляется государственная поддержка сельского хозяйства Архангельской области в рамках «государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия Архангельской области на 2013–2016 годы» c объёмом финансирования в 34,9 млрд. рублей, что должно нарушить сложившуюся отрицательную тенденцию изменения посевных площадей и объемов выпускаемой продукции за последние десятилетия.

Проблема развития сельского хозяйства становится особенно актуальной при нынешней политической ситуации, когда в условиях продуктового эмбарго развитие сельского хозяйства Архангельской области становится жизненно необходимым условием развития всего региона.

Но для развития сельского хозяйства жизненно необходимо наличие развитой транспортной системы области, соединяющей крупнейшие города друг с другом и с наиболее важными населенными пунктами области. Для этого необходимо, используя концепции «Умного Города», оптимизировать транспортную инфраструктуру региона, реконструировать наиболее слабые места, а также расширять существующую сеть новыми ветками. Улучшение транспортной инфраструктуры благоприятно скажется на увеличении инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.

Населенные пункты и транспортная сеть Архангельской области и Ненецкого автономного округа

В Архангельской области всего 14 городов, 20 поселков городского типа и 3970 сельских населенных пунктов, из которых 848 – без населения. Учитывая большое число населенных пунктов, в модель вошли не все населенные пункты, а лишь выборочная совокупность из 15-ти населенных пунктов (таблица 1), наиболее подходящих согласно следующим параметрам:

‒                 крупные населенные пункты области;

‒                 важные транспортные узлы области;

‒                 города особого назначения;

‒                 агропромышленные центры области.

Таблица 1 – Населенные пункты приарктического региона

Населенный пункт

Население (человек)

Мезень

3353

Северодвинск

187284

Архангельск

350368

Онега

20284

Обозерский

3433

Карпогоры

4443

Березник

5665

Плесецк

10486

Шенкурск

5161

Няндома

21072

Каргополь

10056

Котлас

60532

Вельск

23126

Коноша

11509

Нарьян-Мар

23390


Рисунок 1 –  Карта автомобильных дорог и железнодорожных путей региона

Состояние железнодорожной транспортной инфраструктуры в Архангельской области и Ненецком автономном округе

На территории Архангельской области расположены Архангельское (железные дороги Коноша–Архангельск, Обозерский–Онега–Беломорск, Архангельск–Карпогоры–Вендинга), Сольвычегодское (железные дороги Коноша–Котлас–Микунь, Удимский–Великий Устюг, Котлас–Луза), часть Вологодского (Коноша–Вожега) отделения Северной железной дороги. Эксплуатационная длина железнодорожных путей региона составляет1767 км. Новое железнодорожное строительство в Архангельской области предусматривается «Основными направлениями стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030-го года».

В 2012 году по территории области железнодорожным транспортом перевезено 11,62 млн. тонн грузов (69,5 % от общего объема грузоперевозок) и 4,42 млн. пассажиров (4,2 % в структуре перевозок транспортом общего пользования). При этом поездами дальнего сообщения перевезено 2,26 млн. пассажиров, пригородного сообщения – 2,16 млн.

Но, несмотря на большое количество планов и стратегий, железнодорожный транспорт Архангельской области переживает упадок, многие региональные маршруты были отменены из-за убытков ОАО «РЖД», а строительство новых веток не входит в краткосрочную перспективу.

Состояние автодорожной транспортной инфраструктуры в Архангельской области и Ненецком автономном округе

Существующая сеть автомобильных дорог Архангельской области сформировалась исторически под влиянием географического положения региона и особенностей освоения территорий, климатических особенностей региона и развития производительных сил. Конфигурация автомобильной сети в основном соответствует существующему размещению и уровню развития отраслей промышленности и сельского хозяйства, но при этом не ориентирована на тесное взаимодействие отдельных территорий, что создает ограничения для дальнейшего социально-экономического и градостроительного развития региона. Можно констатировать, что территория нашей области слабо освоена в транспортном отношении.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Архангельской области составляет 18776,6 км (в том числе в НАО – 289,6 км). 62,6 % из них – это дороги с твердым покрытием. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 19,9 км на 1000 км2 территории. На территории Архангельской области находится участок федеральной трассы М8 (Москва–Ярославль–Вологда–Архангельск) протяженностью 533,7 км.

На 01.01.2013 года парк автомобильного транспорта составлял 327,7 тыс. ед., в том числе: грузовые автомобили – 14,3 %, автобусы – 2,5 %, легковые автомобили – 83,2 %. По данным статистического учета за 2013 год автомобильным транспортом перевезено 18036,9 тыс. т грузов, грузооборот составил 791,5 млн. т/км.

Из общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием (7075,2 км) лишь малая часть (2149,2 км) – с усовершенствованным твердым покрытием (асфальтовые). Состояние многих автодорог в Архангельской области находится в неудовлетворительном состоянии.

Таким образом, изменение транспортной инфраструктуры региона будет способствовать развитию сельского хозяйства области.


Библиографический список
  1. Гасников А.В., Кленов С.Л., Нурминский Е.А., Холодов Я.А., Шамрай Введение в математическое моделирование транспортных потоков: Учебное пособие / Под редакцией Гасникова А.В. – М.: МЦНМО, 2012.
  2. Морозов И. И., Гасников А. В., Тарасов В. Н., Холодовa Я. А., Холодов А.С.  Численное исследование транспортных потоков на основе гидродинамических моделей.
  3. Раскин Л.Г., Кириченко И.О. Многоиндексные задачи линейного программирования (теория, методы, приложения). – М.: Радио и связь, 1982. – 240с.
  4. Урыков В.А., Зеленина Л.И. Математические модели транспортных потоков // Современная техника и технологии. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/06/6051 (дата обращения: 17.06.2015).
  5. Воронцова А.А., Зеленина Л.И. Анализ динамики развития сельского хозяйства приарктического региона // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/12/1716 (дата обращения: 24.05.2015).
  6. Ельцова К.С., Зеленина Л.И. Посевные площади арктических и приарктических территорий Архангельской области // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2015/01/1778 (дата обращения: 20.05.2015).
  7. Решетнева Д.С., Зеленина Л.И. Анализ развития растениеводства арктических и приарктических территорий Архангельской области // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2015/02/1819 (дата обращения: 24.05.2015).
  8. Коробова Т.В., Зеленина Л.И. Развитие животноводства в арктических и приарктических территориях // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2015/04/2292 (дата обращения: 20.05.2015).


Все статьи автора «Зеленина Лариса Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: