УДК 504.75

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Шакирова Зульфия Ханифовна
ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технологический университет"

Аннотация
Статья посвящена экологической ситуации в Республике Татарстан. В работе я исследую одни из самых острых проблем республики: проблемы атмосферы, водного пространства, почвы и уязвимости полигонов. В статье я предлагаю способы защиты от негативного воздействия в каждой предлагаемой сфере. Также в работе можно ознакомиться с показателями вредных выбросов в атмосферу, с влиянием предприятий на экологию.

Ключевые слова: атмосфера Татарстана, воды Татарстана, полигоны Татарстана, почва Татарстана, Экология Татарстана


ECOLOGICAL SITUATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Shakirova Zulfiya Hanifovna
Kazan National Research Technological University

Abstract
The article is devoted to the ecological situation in the Republic of Tatarstan. In this paper I examine some of the most acute problems of the republic: the problems of the atmosphere, the body of water, soil and the vulnerability of polygons. In this article I propose ways to protect against the negative impact of each proposed area. Also in the paper can be found with indicators of harmful emissions into the atmosphere, with the influence of business on the environment.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Шакирова З.Х. Экологическая ситуация в Республике Татарстан // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2013/08/1143 (дата обращения: 26.01.2017).

Экология — тема и важная, и сложная. Здоровье, самочувствие, благополучие человека находятся  в тесной взаимосвязи с состоянием окружающей среды. Поэтому информация об экологии воспринимается населением обостренно.

Атмосфера

Быстрое и обширное развитие промышленности в советские времена оставило Республике Татарстан тяжелую экологическую ситуацию на большей части своей территории.

Урбанизация, предприятия теплоэнергетического комплекса, нефтяная промышленность, химические и машиностроительные производства, строительный комплекс, сельское хозяйство, увеличение количества автотранспорта являются причиной повышенного уровня загрязнения атмосферного воздуха в республике, причем за последнее десятилетие последний фактор стал доминирующим.

Проблема наиболее выражена в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Заинск. На сегодняшний день уровень загрязнения в атмосфере столицы республики характеризуется как «высокий», а в Набережных Челнах и Нижнекамске — как «очень высокий».

Главными загрязнителями воздуха являются оксид углерода, азота, диоксид серы и летучие органические соединения. [1]

Основная часть загрязняющих веществ образуется на таких предприятиях, как ОАО «Татнефть», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ­НК», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Казанская теплосетевая компания»  и другие.

На первое января 2011 года в республике было зарегистрировано свыше 906 тысяч автомашин. В совокупности объем загрязняющих веществ от всей этой армии транспорта составил 288,4 тысячи тонн, или 52,3% от общего объема выбросов в атмосферу.[2]

Быстрый рост количества автомобилей отмечается в Казани, где в 2012 год зарегистрировано свыше 320 тысяч транспортных средств. По сравнению с 2004 годом прирост автопарка в столице РТ составил 102%. Получается, что на 1 тыс. жителей Татарстана приходится 284 автомобиля, а на 1000 жителей Казани – 285 автомобилей.[3]

В августе текущего года в интернет источниках был представлен список городов по загрязнению атмосферы в России в 2012 году. В список вошли два города из Татарстана: Казань и Набережные Челны. Столица Татарстана занимает 27 место, Набережные Челны занял в рейтинге 61 строку. В Казани за два года загрязненность атмосферы выросла на 4,5%, объем выбросов составил 98 тысяч тонн, причем 70% из них составляют выбросы от автомобильного транспорта. В Набережных Челнах воздух принял около 47 тысяч тонн вредных веществ, из них на автотранспорт приходится  65%, но при этом за последние два года объем выбросов уменьшился на 1,3%.[9]

На данный момент в республике применяют большое количество мер по сокращению вредного влияния на экологию.

Основным и первостепенным вопросом является снижение негативного влияния автотранспорта на состояние атмосферного воздуха. Так, одним из решений является использование менее токсичного моторного топлива. Но большая часть автомашин в республике устарели, и они будут продолжать наносить вред экологии.

С 2009 года в Европа перешла на стандарт «Евро-5» — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. Подавляющая часть выпускаемых сегодня в России автомобилей соответствует лишь требованиям стандарта «Евро-3». С 2013 года вступил в силу запрет на производство топлива низкого экологического качества Евро-2. Выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта Евро-5 предусматривается в России с 1 января 2016 года, когда в Евросоюзе в 2015 запланирован переход на стандарт «Евро-6». В основном причиной такого запоздания России является нехватка современного оборудования для выпуска экологического топлива.

С мая 2008 года ОАО «ТАИФ-НК» в связи со своим развитием полностью перешло на выпуск автомобильных бензинов, соответствующих стандарту «ЕВРО-4». 25 июня 2012 года нефтеперерабатывающий завод запустил в коммерческую эксплуатацию дизельное топливо экологического стандарта «ЕВРО-5». Впервые в России предприятие перешло на 100% производство дизельного топлива высшего качества.[4]

Согласно официальному сайту ТАНЕКО ОАО “Куйбышевский НПЗ” начал выпускать бензин “Супер Евро-98″ по стандарту “Евро-5″.[13]

2 октября 2012 года Нефтекамский автозавод торжественно передал партию автобусов НЕФАЗ-5299-30-22 городского типа  пассажирскому предприятию МУП ПАТП-4 города Казань. Городской автобус НЕФАЗ разработан в 2007 году, оснащен двигателем Cummins экологического стандарта “Евро-4″.[5]

В результате, такой вид экологического пассажирского транспорта и переход автомобилей на высококачественное топливо позволят значительно уменьшить влияние на атмосферный воздух Татарстана.

В 2012 году в Казани изменениям подверглись и автозаправочные станции, вред от которых также является ощутимым для экологии. Запустили проект по оснащению АЗС немецкими системами улавливания легких фракций моторных топлив, благодаря чему возможна конденсация вредных паров и их возврат обратно в резервуар. На данный момент такой системой оборудована только автозаправка на Ноксинском спуске. Но в ближайшие годы обещали, что такие системы появятся на всех АЗС республики.[12]

Основное количество загрязняющих веществ образуется, когда машина тормозит или стоит в пробке, то есть в режиме холостого хода, когда топливо сгорает не полностью. Поэтому важно оптимизировать дорожную сеть так, чтобы автотранспорт меньше останавливался. В основном это меры по увеличению дорожных полос, строительство многоуровневых развязок, сокращение количества светофоров, строительство новых станций метро для уменьшения численности автобусов.

С лета по осень 2012 года проводилась операция «Чистый воздух» – совместная акция министерства экологии и ГИБДД по контролю выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта. Было осмотрено 214 автомобилей на предприятиях и 2438 — на автодорогах республики. 311 (11,7%) из них были привлечены к административной ответственности за превышение норм токсичности.[1] Водителям было запрещено управлять автотранспортом до устранения неполадок.

Также примерно раз в год в разных городах проводятся дни без автомобилей. Людей призывают на день оставить свои транспортные средства, чтобы помощь экологии.

Такие жесткие меры могут помочь в защите окружающей среды, хоть и не в больших количествах.

Что касается промышленности, то руководителям предприятий необходимо усилить меры по защите экологии с помощью внедрения новых технологий.

Одной из хорошо зарекомендовавших себя предприятий в мерах по уменьшению вредного влияния на экологию является ОАО «ТАИФ-НК». В 2012 году компания приступила к строительству комплекса, что позволит обеспечить глубину переработки республиканской нефти не ниже 95%. Это даст ещё более экологически чистый продукт.[4]

Хорошо зарекомендовал себя и ОАО «Татнефть», оснастив товарные парки установками по улову легких фракций углеводородов, внедрения технологий очистки попутного нефтяного газа от сероводорода и других передовых технологий.[11]

ОАО «Казаньоргсинтез» с 2006 по 2009 год занималось модернизацией факельных оголовок, результатом стало качественное жжение углеводородных газов и количественное сокращение количества поступающих в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Также в 2011 году предприятие внедрило проект по утилизации и переработке парниковых газов, что сократило выбросы углекислого газа и метана на 20 тысяч тонн.[2]

Если предприятия сознательно занимаются уменьшением вреда на экологию – это прекрасно. Но что же делать с теми, кто не считает нужным это делать? Я считаю, что хорошим способом является увеличение штрафов за нанесение вреда окружающей среде юридическим лицам вне зависимости от рода деятельности. Предприятие должно быть заинтересовано в улучшении технологий по очищению выбросов. Кроме того сами предприятия должны заниматься посадкой деревьев, тем самым возмещая ущерб природе.

Водные пространства

Проблема чистой воды актуальна во всем мире. Татарстан – одно из самых социально-экономических развитых регионов страны. Также республика является самым многоводным субъектом в бассейне Волги.

Качество поверхностных вод Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, крупных рек Татарстана характеризуется как «грязные» 4«а» класса.[6]

В Татарстане для питья используется вода из поверхностных и подземных источников. 80 процентов населения Казани пьют воду из Волги. Крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище на этой реке является главным питьевым резервуаром для столицы.

Одной из главных проблем является изношенность Волжского водозабора. Объект требует к себе повышенного внимания, но его полная реставрация не под силу бюджету города. Воду дополнительно очищают при помощи дорогих реагентов. Но пока вода доходит до населения, она становится вновь грязной. Совсем недавно была введена первая очередь пятого пускового комплекса, но современные способы очистки, такие как озонирование и углевание здесь не применяются. Европа давно перешла на озонирование, но удовольствие это стоит дорого. Россия же пока отдает предпочтение хлорированию.  Хотя до сих пор ведутся споры по вопросу вреда и полезности европейского и российского методов. Считается, что озон ядовит и время жизни молекул озона всего 30 минут, но в отличие от хлорирования этот метод убивает диоксионы. Современный метод водоподготовки с этапами озонирования, хлорирования и углевания активно применяется в Нижнекамске. Построена озонаторная станция в Азнакаево.

Еще одной острой проблемой являются сточные воды. Стоки, попадающие в реки, содержат в себе бензин, керосин, топливные и смазочные масла, бензол, толуол, ксилолы, жирные кислоты, фенолы, глицериды, стероиды, пестициды и металлорганические соединения.[7]

Хоть республика и имеет более 100 биологических очистных сооружений, ежегодно в реки, озера республики сбрасывается примерно 700 миллионов кубометров сточных вод с 600 тысячами тонн загрязняющих веществ.[1] Большая часть сточных вод поступает от коммунальных хозяйств. Для очистки этих вод требуются огромные средства и усилия. Фермы, расположенные в сельских местностях вообще не имеют очистных сооружений.

В 2011 году казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка сбросов загрязняющих веществ со стороны «ТАИФ-Магистраль». Оказалось, что количество содержания вредных веществ, поступающих в сточные воды Куйбышевского водохранилища не соответствует нормам. Очистные сооружения в ООО «ТАИФ-Магистраль» отсутствуют.[8]

Подземные пресные воды по чистоте одерживают преимущество перед поверхностными. Они характеризуются более высоким качеством и не требуют дорогостоящей очистки, лучше защищены от загрязнения. Поэтому одним из выходов из печально сложившейся ситуации с нехваткой пресной воды является получение воды из подземных источников. Так, одним из таких источников может послужить Столбищенское месторождение, запасы пресной воды которой равны почти половине мощности Волжского водозабора.[1]

Из-за предприятий нефтедобычи в Альметьевском, Бавлинском, Октябрьском районах, из-за сахарного завода в Буинске происходит быстрое загрязнение подземных вод на этих территориях.[6]

Благодаря воде формируется микроклимат в городе. Сокращение водоемов ведет к пыли, осушению воздуха.

Развитие города ведет к постройке новых предприятий, организаций. Так в последнее время стало модно засыпать водоемы для постройки автостоянок, универмагов.

Почва

Не меньшая проблема для республики – загрязнение почвы пестицидами, солями тяжелых металлов, нефтешламами.

В местах добычи нефти отмечается сильное загрязнение почвы, превышающее фоновое содержание от 10 до 100 раз.[6]

Исследования современного состояния земель сельскохозяйственного назначения республики показывают плачевное экологическое состояние агроландшафта. По данным ОАО «Республиканский кадастровый центр «Земля», площадь эрозионно опасных земель в республике равна более 2000 тысячам га. Особенно это актуально для Агрызского, Азнакаевского, Актанышского, Атнинского, Камско­Устьинского, Сабинского, Верхнеуслонского, Выскогорского и других районов.[7]

Так, выходом из этой проблемы является рекультивация земель для повторного использования. По закону любые работы на землях сельскохозяйственного назначения должны иметь проект рекультивации, основным этапом которого является очистка от производственных отходов, внесение органических и минеральных удобрений и выравнивание территории.

Полигон

Накопление промышленных и бытовых отходов в разных точках Татарстана влечет за собой серьезную экологическую проблему. Наиболее сложная ситуация сложилась на полигонах Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска, Нижнекамска, Чистополя, Елабуги.

К сожалению, слабо развитая система сортировки мусора, бессознательность горожан приводит к скоплению на полигонах банок с красками, лекарств, лампочек, батареек, которые попадают туда вместе с другим мусором. Вредные вещества не только попадают в почву, подземные и поверхностные воды, но и приводят к росту отходов. Только в 2012 году на улицах города Набережные Челны появились мусорные баки для вредных отходов. Я считаю, что таких пунктов пока недостаточно, и властям следовало бы увеличить их до возможного максимального количества.

Выходом из сложившейся проблемы по скоплению вредных веществ является вторичное использование твердых отходов, которая позволит существенно сэкономить природные ресурсы.

Но высокий уровень износа технологического оборудования, низкие темпы внедрения современных технологий пока не позволяют справиться с ситуацией.

Большое внимание уделяется утилизации отходов в ОАО «Нижнекамскнефтехим. Здесь используют отходы в качестве сырья для изготовления товарной продукции.

На предприятиях ОАО «Татнефть» также занимаются переработкой различных видов отходов. Для переработки и вторичного применения отработанных нефтепродуктов используют установки фирмы «Клекнер», посредством которого очищаются отработанные масла, соответствующие техническим требованиям. Это позволяет получить значительный экономический эффект из-за того, что очищенные масла в два-три раза стоят дешевле товарных. Также система включает в себя переработку нефтешламов, изношенных шин, отработанных резинотехнических изделий, полиэтиленовых отходов, отработанного кабеля.[10]

Прошедшая Универсиада установила свои правила. Перед проведением игр город стали облагораживать, очищать территорию от мусора, но столицу надо приводить в надлежащий вид не только перед приездом гостей — это нужно делать всегда. Прежде всего, следует повышать уровень самосознания населения.


Библиографический список
  1. Научно-популярный экологический журнал «Экология Татарстана». Сентябрь 2012 – № 1(2)
  2. Научно-популярный экологический журнал «Экология Татарстана». Декабрь 2011 – № 1(1)
  3. Газета «Аргументы и факты». 7 августа 2012
  4. Официальный сайт ТАИФ-НК http://www.taifnk.ru/about/
  5. Официальный сайт НЕФАЗ http://www.nefaz.ru/
  6. Яо, Л.М. Социальная экология: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан.гос.технол. ун-та, 2007. – 280 с..
  7. Научно-популярный экологический журнал «Экология Татарстана». Октябрь 2012 – №3
  8. Общественно-политическая газета «Вечерняя Казань». 29 апреля 2011
  9. Деловая электронная газета Татарстана http://www.business-gazeta.ru/article/85428/ – 07.08.2013
  10. Официальный сайт Татнефть – Пресс-релиз  «Татнефть» превращает отходы в доходы». 10.08.2010
  11. Журнал «Бюджет». Ноябрь 2007 – №11
  12. Электронная газета Республики Татарстан Intertat.ru  - «Чтоб не ударить в грязь лицом». 13 Февраля 2013
  13. Официальный сайт ОАО «ТАНЕКО» http://www.taneco.ru/ru/news/industry/?ID=1001. 31.07.2013


Все статьи автора «Шакирова Зульфия Ханифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: