В 2011 г. в Краснодарском крае было принято постановление «О развитии отдельных видов туризма», данное постановление определяло новые перспективные направления по развитию отдельных видов туризма на Кубани – среди них были сельский, этнографический и экологический виды туризма.
Краснодарский край относится к числу регионов Российской Федерации с благоприятными (природно-климатическими, историко-культурными) и недостаточно использованными возможностями для развития сельского туризма. Расположенность вблизи крупных индустриальных центров, наличие системы водоёмов и родников, сохранность на территории края малоизмененных ландшафтов, яркие событийные мероприятия создают предпосылки для привлечения туристов.
Одной из важных составляющей системы развития сельского туризма является система подготовки кадров. Развитие системы подготовки кадров сельского туризма позволит повысить качество обслуживания туристов, как важнейшего элемента развития сферы услуг в сельских районах, расширит сферу занятости сельского населения и позволит создать новые рабочие места.
Подготовка кадров является важной задачей для сферы туризма и является одной из приоритетных. Данная отрасль имеет недостаток менеджеров новой формации, которые могут и способны быстро приспосабливаться к условиям рынка, и владеют современными технологиями менеджмента, маркетинга в сельском туризме, а так же интернет-продажами.
Подготовка и повышение квалификации специалистов для такой специфичной сферы туризма, как сельский, имеет возможность осуществляться через участие в обучающих программах, а также различных экспертных семинарах в рамках международных проектных деятельностей, проведений семинаров-практикумов для студентов профильных учебных заведений, а также презентаций туристских ресурсов, успешных проектов сельского туризма Краснодарского края для иностранных студентов, приезжающих в рамках студенческого обмена.
Так же развитие системы подготовки кадров в сфере сельского туризма возможно за счет создания новых специальностей в среднем профессиональном образовании, высшем профессиональном образовании и создания новых курсов для системы дополнительного образования. При этом предложенные программы должны быть сопоставимы с европейской системой степеней высшего образования. Это позволит повысить международную сопоставимость и совместимость квалификаций специалистов по сельскому туризму в соответствии с требованиями Болонского соглашения. Так же это подразумевает модернизацию образовательных программ 2 уровней высшего образования в сфере туризма путем создания модулей специализации по сельскому туризму. Для реализации и внедрения новых программ необходимо будет проведение интенсивной подготовки и переподготовки преподавательского состава, создание и введение новых методов обучения и преподавания, так как это необходимо для реализации новых модулей, также, есть необходимость в разработке методических и образовательных материалов по новым модулям, соответствующие новым требованиям учебного процесса.
Разработка образовательных программ 2 уровней высшего образования в сфере туризма с модулями специализации по сельскому туризму может состоять из следующих основных этапов представленных на рисунке 1.
Необходим анализ состояния сельского туризма и образования в сфере сельского туризма в данном регионе. Также необходимо провести анализ квалификаций, необходимых на рынке, с привлечением представителей туристических компаний (анкетирование работодателей).
Для разработки образовательных программ 2 уровней высшего образования в сфере туризма предложим основные требования для степени (квалификации) выпускника «бакалавр сельского туризма».
Виды деятельности туристской индустрии представлены на рисунке 2.
Основные объекты профессиональной деятельности «бакалавра сельского туризма» представлены на рисунке 3.
«Бакалавр сельского туризма» должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: сервисная, производственно-технологическая; организационная.
Библиографический список
- Балабанова А.О. Основные особенности агротуризма в германии, European researcher = Европейский исследователь. 2011. № 1. С. 57-59.
- Балабанова А.О. К вопросу о разработке общеобразовательных программ для развития сельского туризма. Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2 (24). С.116-126.
- Балабанова А.О. РОЛЬ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 (23). С. 2.
- Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 (27).
- Балабанова А.О. Важность сельского туризма в формировании новых форм хозяйственных отношений в регионе. Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4 (27).
- Балабанова А.О., Украинцева И.И., Кощеев С.В., Управленческий опыт подготовки персонала для Олимпийских Игр, European researcher = Европейский исследователь. 2013. Т. 63. № 12.
- Нуриахметова А.Ф. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 6. с. 11.
- Нуриахметова А.Ф. Важность качества обслуживания в курортных городах. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 2. с. 2.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (бакалавр) от 28 октября 2009 года
- Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999.
- ECTS Users’ Guide– European Credit Transfer and Accumulation System for Lifelong Learning, European Communities, 2009.