УДК 630

ДРЕВОНАСАЖДЕНИЯ В ШКОЛАХ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
В статье рассматривается развитие в Томской губернии движения праздников древонасаждения среди учащихся городских и сельских школ Министерства народного просвещения в первые годы ХХ века. Публикация посвящена организации праздников древонасаждения в Томске, Барнауле, уездах губернии. В работе представлен опыт древонасаждений в школах. Акцентировано внимание на рекомендациях профессора Томского университета В.В. Сапожникова по организации посадок деревьев.

Ключевые слова: воспроизводство лесов, древонасаждения, лесное хозяйство, праздники, учащиеся, училище, школа


PLANTATIONS OF TREES IN SCHOOLS OF THE TOMSK PROVINCE IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev
candidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article discusses the development in Tomsk province motion holidays arbor among pupils in urban and rural schools of the Ministry of public education in the early years of the twentieth century. The publication is devoted to the organization of holidays of planting trees in Tomsk, Barnaul, districts of the province. The paper presents the experience of estimates in schools. The attention is focused on the recommendation of the Professor of the Tomsk University Sapozhnikova V.V. on the organization of planting trees.

Keywords: forestry, holidays, plantations of trees, reproduction of forests, school, students in school


Рубрика: Лесное хозяйство

Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Древонасаждения в школах Томской губернии в начале ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/05/1478 (дата обращения: 26.01.2017).

Воспроизводство лесов является одной из функций лесного хозяйства. В начале ХХ в. к деятельности по воспроизведению и выращиванию лесов привлекались учащиеся школ, развивается практика древонасаждений. Развитию данного направления способствовала инициатива на местах, поддержанная Министерством народного просвещения (далее – МНП). Данная тематика применительно к Западно-Сибирскому учебному округу ранее нашла отражение в работах автора [1, с. 203-207].

В сентябре 1900 г. инспектор народных училищ Шадринского района Оренбургского учебного округа И. Пактовский направил в Управление Западно-Сибирского учебного округа (далее – ЗСУО) два протокола заседаний педагогических комиссий начальных училищ Шадринского уезда и брошюру «Школьные праздники древонасаждения» [2, с. 1]. Попечитель округа отправил присланные документы директору училищ Томской губернии для ознакомления. После ознакомления с приложениями следовало их вернуть попечителю с отзывом о том, «не будет ли признано желательным и целесообразным применить» некоторые из мероприятий в учебных заведениях губернии [3, л. 18-18об.].

26 июня 1901 г. из МНП последовал циркуляр об организации древонасаждений. Во всеподданнейшем отчете о состоянии Черниговской губернии за 1899 г. сообщалось, что в Чернигове, уездных и некоторых заштатных городах устраивались весенние праздники древонасаждений. Дети с удовольствием садили деревья, а затем с любовью ухаживали за посадками. Николай II наложил резолюцию на отчете: «Желательно, чтобы этот добрый обычай прочно у нас привился» [4, л. 3]. В результате министр народного просвещения П.С. Ванновский обратился к попечителям учебных округов с просьбой обсудить на местах вопрос об устройстве праздников древонасаждения для учащихся средних и низших учебных заведений всех типов. При первой возможности следовало выполнить запланированное в текущем году. Праздники необходимо было устраивать в присутствии учебного начальства. В каждом отдельном случае учащимся следовало давать предварительные пояснения о пользе древонасаждений, о приемах посадки и ухода за деревьями для отношения к делу с «надлежащим» сознанием. Принуждать к посадке деревьев не следовало. К тому же в интересах педагогического процесса праздники предписывалось устраивать во внеучебные дни [4, л. 3-3об.].

В Барнаульском уезде оперативно отреагировали на указания руководства. 4 октября 1901 г. директор народных училищ Томской губернии сообщил попечителю ЗСУО о проведении 20 сентября в селе Воровском Барнаульского уезда праздника древонасаждения. Приготовление к празднику началось 17 сентября. В течение трех дней учениками под наблюдением учителя было заготовлено около 300 ямок для посадки деревьев, доставляемых родителями учащихся. В день праздника к 12 часам в училище собрались законоучитель и попечитель училища, члены волостного правления, представители сельской администрации и родители учеников. Здание школы и огороженное место посадки были украшены флагами. После трехкратного исполнения народного гимна ученики под присмотром попечителя, учителя и взрослых из публики, приступили к посадке деревьев. После посадки снова был пропет ученическим хором гимн и многолетие. Затем в классе был предложен ученикам чай и розданы гостинцы. Хор певчих пропел в это время несколько народных песен «бытового характера». В заключение был вновь исполнен народный гимн и учащиеся разошлись по домам. Местное население «сочувственно отнеслось» к данному событию [3, л. 17].

При подготовке теоретической базы для организации древонасаждений был задействован научный потенциал Томска. Экстраординарный профессор по кафедре ботаники Томского университета В.В. Сапожников 4 сентября 1901 г. письменно высказал свои соображения ректору вуза по поводу древонасаждений. Принимая во внимание, что древонасаждения, было весьма мало развито в Сибири, желательно было, прежде всего, способствовать осознанию учащимися, что посадка деревьев «не пустая и скоропроходящая забава, а серьезное и важное дело» [4, л. 6]. Для этого следовало кроме разъяснений поставить древонасаждения на твердую основу, устранив в праздниках элемент случайности, придав им периодический характер. Таким образом, учащиеся могли в течение нескольких лет следить за плодами своего труда. Это достигалось при условии отведения для посадок участков земли, где насаждения были гарантированы от порчи или уничтожения по случайным причинам. Из различных типов древонасаждения в Западной Сибири, по мнению профессора, нужно было отдавать предпочтение лесоразведению, как наиболее простому приему, требующему меньшего запаса специальных знаний от руководителей. Следовало остановиться на хвойных породах – сосна, лиственница, кедр. Из лиственных пород заслуживала внимание только липа, которая на основании опытов ботанического сада при Томском университете, под защитой других деревьев довольно легко переносила сибирскую зиму. Весной можно было воспользоваться для посадки дикорастущими деревцами, но одновременно с этим заложить питомники для посева древесных семян. Полученные таким образом сеянцы могли стать постоянным материалом для ежегодной пересадки и окончательной высадки. При определении размеров питомника можно было принять за норму 2-3 кв. сажени на каждого учащегося. Площадь для лесного постоянного насаждения следовало сделать гораздо больше и определяться в зависимости от условий местности. При этом на 1 десятине, в зависимости от породы дерева рекомендовалось высаживать не более 1-2 тысяч деревьев [4, л. 6-6об.].

Кроме обеспечения необходимой площади и приобретения на первое время саженцев следовало своевременно позаботиться о покупке инструментов – лопат и леек, из расчета по 2 лопаты и 1 лейке на 6 учащихся. При посадке в течение месяца весной инструментом могли воспользоваться несколько групп учащихся. Следовало организовать надзор за посадками летом: несколько неудачных опытов у детей могли отбить охоту продолжать начатое дело. Это затруднение можно было обойти с помощью соглашения с местными лесничими, так как лесное ведомство было заинтересовано в правильном лесоразведении, и могло поручить надзор представителям лесной стражи [4, л. 6об.].

Ближайшее руководство посадками следовало поручить учителям при содействии лесничих. Среди учителей можно было распространять необходимые сведения или рассылать рекомендации по лесоразведению, устраивать практические курсы [4, л. 6об.].

Профессор Сапожников считал, что ознакомление учеников с приемами лесоразведения лучше всего было производить во время самих работ, показывая на деле способы обработки почвы, приемы посева и посадки. Однако для возбуждения сознательного отношения и поднятия интереса к делу необходимо было предварительно познакомить учащихся в общих чертах с жизнью дерева, рассмотрев его питание из почвы и окружающей атмосферы, с работой корней и листьев в доставлении пищи. Переходя к практике насаждения руководителю следовало наглядно показать учащимся, что все приемы лесоразведения направлены к постановке дерева в возможно благоприятные условия питания относительно внешних воздействий [4, л. 7].

При разъяснении практической полезности лесоразведения необходимо было остановиться на следующих пунктах:

а) влияние леса на климат страны (поддержание умеренной влажности воздуха, обогащение воздуха кислородом, защита от ветров);

б) значение леса для полноводности реки (защита снежного покрова от быстрого таяния весной, более продолжительное сохранение почвенной влаги и равномерное ее расходование);

в) значение леса для сельского хозяйства (наглядный пример в распределении урожайности последнего лета в зависимости от близости лесов;

г) дерево, как строительный материал и топливо;

д) влияние леса на фауну страны, и, наконец, влияние всех перечисленных факторов на гигиеническую и хозяйственную обстановку жизни человека [4, л. 7].

Ректор Томского университета познакомил попечителя ЗСУО с рекомендациями профессора В.В. Сапожникова. В свою очередь Л.И. Лаврентьев был против устройства практических курсов по лесоразведению для учителей школ [4, л. 6об.]. Рекомендации профессора попечитель разослал в мужские средние и низшие учебные заведения округа.

На Алтае древонасаждения проходили в торжественной обстановке. В Барнаульском реальном училище праздник древонасаждения был устроен 6 мая 1902 года Ученики через час после божественной литургии и молебна о здравии государя императора и всего царствующего дома, по случаю высокоторжественного дня рождения императора, собрались рекреационном зале училища, где преподаватель естествоведения Верещагин сделал им необходимые разъяснения о жизни дерева и о значении леса в природе и для человека. Затем учащиеся направились во двор училища, где при участии лиц учебно-воспитательного персонала они были распределены в группы по 2-3 ученика. Каждая такая группа должна была посадить одно дерево. В первый год древонасаждения педсовет, занимая более удобные места для посадки деревьев, решил посадить бальзамический тополь из питомника садовника Терентьева около здания училища по Демидовской площади и Конюшенному переулку. Ко дню посадки деревьев были заготовлены места и все принадлежности для работы. Вовремя были привезены саженцы. Места и саженцы были пронумерованы. Каждая группа учащихся должна была посадить заранее определенный номер саженца. Для руководства посадкой директор училища пригласил трех ученых лесоводов, служащих в Главном управлении Алтайского округа. Это были Великолюд, Марвид и Орлов. Они с «величайшей» любезностью изъявили согласие помочь древонасаждению. Когда все было готово к посадке, учащиеся под наблюдением педагогов, в установленном порядке, вышли из двора училища и расположились около здания учебного заведения на Демидовской площади и по Конюшенному переулку. Специалисты давали ученикам во время посадки практические указания. По окончании мероприятия учащимся были розданы лакомства, после чего значительная часть учеников по причине позднего времени разошлась по домам. Другая часть реалистов некоторое время еще оставалась во дворе, занимаясь играми и пением [4, л. 31-32].

Для более правильного устройства следующих праздников древонасаждения, директор училища связался с начальником Алтайского округа. Познакомившись с результатами праздника, чиновник изъявил готовность оказать содействие, подключив к древонасаждениям местных служащих Главного управления. Вызвался также подыскать место на Кабинетной земле рядом с Барнаулом для устройства питомника. Однако затруднился обещать по времени что-либо определенное относительно отвода достаточно обширного и удобного участка для посадки деревьев за городом. Тем не менее, он согласился представить в распоряжение училища для этой цели две площади, прилегающих к усадьбе школы. Хотя одна из них была отдана во временное пользование Общества попечения о начальном образовании. Совершенно свободной оставалась Демидовская площадь, против здания училища. Трудно было предположить насколько возможно будет воспользоваться данной площадью для древонасаждения, так как перед посадкой деревьев, во избежание скопления воды, площадь следовало приподнять и затем обнести «приличной» решеткой, так как данная территория находилась посреди города, и насаждения должны были привести к устройству сквера. Такие работы невозможно было производить в значительной степени за счет училища [4, л. 32об.].

Принимая это во внимание, начальник Алтайского округа находил возможным просить для устройства сквера пособие из Кабинета его величества, если в расходах по его устройству согласится принять участие Барнаульское городское общественное управление. Последнее условие едва ли было выполнимо при настоящем составе городского управления. В виду отрицательного отношения его к другим более важным вопросам, касающимся учебных заведений МНП [4, л. 33].

Взаимодействию школы с городским самоуправлением в Барнауле могла помешать подготовка к выборам. До сентября 1902 г., когда производились новые городские выборы, директор Барнаульского реального училища находил бесполезным обращаться к городскому общественному правлению по вопросу о содействии правильной постановке праздников древонасаждения в данном учебном заведении. Директор все же собирался принять всевозможные меры к благоприятному решению вопроса относительно места для ежегодной посадки деревьев учениками. К тому же разработку вопроса об устройстве питомника начальник Алтайского округа обещал поручить одному из лесных чинов, как только последние возвратятся из летних командировок [4, л. 33-33об.].

Организация древонасаждений в Томске требовала согласования с городскими властями и консультаций с учеными университета. Директор Томского Алексеевского реального училища Г.К. Тюменцев на основании решения педсовета в мае 1902 г. связался с местным городским управлением по вопросу посадки деревьев учениками по Бульварной улице и сквера на площади возле Иверской часовни. Ответа в начале июня еще не получил. Узнав, что в Пушкинском сквере многие насаждения погибли и имелась необходимость заменить их новыми, директор училища 22 мая с согласия городского управления, отправился с учениками и преподавателем естествознания Г.Э. Иоганзеном в сквер для посадки деревьев [4, л. 24-24об.]. Перед этим мероприятием Иоганзену педсовет поручил связаться с ученым-садоводом Томского университета П.Н. Крыловым относительно указаний о наилучшей организации с учениками древонасаждения. Тюменцев также поднимал вопрос об устройстве училищем собственного питомника. Этот вопрос пришлось решить отрицательно, так как двор при училище был слишком тесен для питомника, составляя 275 кв. сажен, являясь недостаточным даже для склада дров на год [4, л. 25об.]. Ранее в усадьбе пансионата Томской губернской гимназии ученики 1-2 классов 15 и 16 мая 1902 г., под руководством преподавателя естествоведения Выдрина посадили 80 деревьев – елей, пихт, кедров, приобретенных через П.Н. Крылова, ассистента при профессоре Томского университета. Выдрин за несколько дней до начала посадки познакомил учеников со значением леса в жизни человека и пользой, которую он приносит. Для предотвращения беспорядка при посадке деревьев, и для посадки учениками дома, каждому их них были розданы специально напечатанные наставления, составленные по примеру Астраханской гимназии, с необходимыми для местных условий изменениями. В посадке приняли участие более 150 учеников, процесс происходил довольно оживленно. Молодые садоводы интересовались дальнейшей судьбой саженцев, приходя в дальнейшем наблюдать за ними и поливать их. Некоторые посадили деревья у себя дома [4, л. 28-28об.].

Праздники древонасаждений проводились в уездах губернии. Директор народных училищ Томской губернии докладывал попечителю округа 31 октября 1902 г., что праздники древонасаждений были устроены в следующих училищах: 1) Боровском сельском МВД училище Барнаульского уезда – 20 сентября 1901 г.; 2) Усть-Искитимском сельском училище, Кузнецкого уезда – 29 сентября, 1 и 6 октября 1902 г.; 3) Елизаветинском МНП училище Каинского уезда; 4) Михайловском МНП училище того же уезда; 5) Каинском городском приходском училище весной 1902 года. Кроме того, при некоторых училищах, наделенных уже землей, было положено начало устройству школьных садов [4, л. 41-41об.].

В Михайловском училище Каинского уезда праздник проходил весьма торжественно. Посадка производилась в усадьбе училища, на участке в ¼ десятины. Посажена была преимущественно береза, как единственное распространенное дерево в той части Каинского уезда, носящего степной характер. В посадке участвовали исключительно дети. Одновременно с этим учительницей того же училища на особом участке земли были посажены в качестве опыта фруктовые деревья: вишня и яблоня. При училище также был устроен цветник. Весной и летом учащиеся ухаживали за цветами, работали в саду и цветнике под руководством учительницы Голодниковой [4, л. 42-42об.].

В поселке Елизаветинском, населенном преимущественно малороссами, привыкшими у себя на родине иметь возле своих хат садики, также устраивалось учителем Шерпаком древонасаждение возле училищной усадьбы: посадили березу. Кроме того, на участке примыкающем к двору училища, развели фруктовый сад преимущественно из яблонь, выписанных из Черниговской губернии. Едва ли эти саженцы могли выжить, так как весенние и осенние холода и ветры, бывающие в этой местности, губили нежную растительность [4, л. 42об.].

В Каинском приходском училище праздник устраивался в обширном дворе училища весной 1902 года. Деревья разных пород доставлены были местным городским головой, «симпатично» отнесшимся к инициативе учительницы – заведующей училищем Постниковой (в замужестве Неведровой). В посадке деревьев участвовали ученики, следившие затем за посаженными деревьями до каникул. Летом городское управление взяло на себя сохранение трудов учащихся [4, л. 42об.].

Правильное устройство праздников древонасаждения, по мнению инспектора народных училищ 1 района Томской губернии В. Добровольского, было весьма необходимо в Томской губернии, где леса истреблялись безжалостно, и мало кто думал о сохранении природных ресурсов [4, л. 42об.]. Даже переселенцы из южных губерний России, где привыкли ценить дерево, подавались обычаю сибирских старожилов «безрассудно» истреблять лес. В Томском уезде крестьяне жили исключительно истреблением собственных участков леса. Имелись местности, где леса были истреблены настолько, что крестьяне не в силах были отапливать на свои средства даже школьные помещения, и просили отопление от казны [4, л. 45].

Таким образом, воспитание в школьниках, путем устройства торжественных праздников древонасаждения, идеи лесосохранения и лесоразведения с объяснением гигиенического и хозяйственного значения леса, являлось мерой, которая должна была входить в обиход школьной жизни. Проведение данной меры в жизнь представляло крайне многочисленные затруднения. Главными из них являлись: преступное отношение крестьян к лесу, передаваемое ими своим детям, индифферентное отношение к этому делу чиновников близких к крестьянству и не принимающих на себя инициативы по древонасаждению. К тому же устройству школьных праздников мешали климатические условия: учение в школах начиналось обычно в первых числах октября, когда в Томской губернии наступали морозы, а иногда выпадал снег, что устраняло возможность древонасаждения. Весной учеба прекращалась обычно в апреле, когда большинство детей отправлялось на полевые работы, оставляя школу. Между тем, сажать деревья можно было только в середине мая, но школа уже пустовала в это время [4, л. 45-45об.].

Инспектор народных училищ 2 района Томской губернии Н. Ларионов докладывал в октябре 1902 г. начальству, что в течение прошлого учебного года было сделано несколько удачных попыток привлечь учащихся к разведению школьных садов в некоторых сельских училищах, особенно в сельских школах, имеющих небольшой участок земли. Сады начали разводить в Саройском, Николаевском, Ново-Песчанском, Каинском училищах. 20 сентября 1901 г. был устроен праздник древонасаждения при Боровском сельском училище МВД Барнаульского уезда. Учителю данной школы инспектор дал подробные указания об устройстве праздника. При этом было обращено внимание на то, что детей следовало рассказать в нескольких беседах кратко о строении, росте, питании и способе посадки деревьев, а также о практическом и эстетическом значении разведения садов и уходе за ними. Следовало показать план сада с площадкой для детских игр. Затем инспектор давал указания учителям при посещении училищ, где было возможно устроить сад. Осенью 1902 г. учащиеся Усть-Искитимского сельского училища Кузнецкого уезда с учителем посадили деревья разных хвойных и лиственных пород. Весной будущего года предполагалось закончить устройство школьного сада. При нескольких сельских училищах приступили к устройству питомников хвойных деревьев [4, л. 43-43об.].

В начале октября 1902 г. была проведена планировка, подготовлена почва и начата посадка деревьев с целью устройства школьного сада при Барнаульском городском двухклассном училище, на имеющемся при нем участке земли. Ученики получили предварительно разъяснения о способе посадки деревьев [4, л. 43об.].

Правильному и повсеместному устройству праздников древонасаждения, по мнению инспектора училищ Томской губернии, мешали следующие обстоятельства: 1) у большинства начальных школ не имелось необходимых и удобных участков земли для разведения садов; 2) отсутствие в большинстве случаев учителей в весеннее и осеннее время, вследствие их отъезда на каникулы, когда можно было устроить посадки деревьев; 3) ранний уход учащихся на полевые работы и позднее их возвращение; 4) отсутствие материальных средств для устройства праздников древонасаждения [4, л. 43об.-44].

Праздники древонасаждений имели большое воспитательное значение для учащихся школ, способствуя экологическому, физическому, трудовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Высаживая деревья, дети принимали активное участие в воспроизводстве лесов, формировании окружающей среды. Опыт древонасаждений в начале ХХ в. не получил систематического развития на территории региона, не смотря на попытки на местах регулировать данный процесс.


Библиографический список
  1. Сулимов В.С. Праздники древонасаждения в Оренбургском учебном округе // Пятые Большаковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: научно-образовательный и культурно-просветительный альманах. Оренбург, 2011. С. 203–207.
  2. Пактовский И. Школьные праздники древонасаждения. Шадринск, 1900. 12 с.
  3. Государственный архив Томской области (далее – ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 1496.
  4. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1603.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: