УДК 332.1

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Высоцкая Ольга Анатольевна
Алтайский государственный технический университет им.И.И.Ползунова

Аннотация
В статье рассматриваются проблемные сферы организации процесса продвижения услуг сельского туризма региона. Несмотря на актуальность данной темы в контексте долгосрочного устойчивого развития региона, процесс продвижения услуг сельского туризма очень часто рассматривается не как постоянно осуществляемый комплекс мероприятий, а, скорее, как отдельные средства и способы воздействия на целевую аудиторию. Анализируются факторы, влияющие на продвижение услуг сельского туризма, а также факторы, сдерживающие данный процесс. Рассматриваются механизмы государственной поддержки продвижения, а также перспективные направления работы в области продвижения регионального сельского туристского продукта.

Ключевые слова: Алтайский край, Сельский туризм


SPECIAL ASPECTS OF THE REGIONAL RURAL TOURISM PROMOTION PROCESS: EXPERIENCE, PROBLEMS, PERSPECTIVES (A CASE OF THE ALTAI REGION)

Vysotskaya Olga Anatolyevna
Polzunov Altai State Technical University

Abstract
In this article problem issues of rural tourism services promotion process at the regional level will be considered. Although this topic is an actual one for the long-term sustainable development of a region, the promotion process in the area of rural tourism services is often seen as a discrete process constructed of particular promotional means and methods. Mechanisms of state support of the promotion, factors influencing on rural tourism promotion, and factors holding that process will be analyzed.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Высоцкая О.А. Особенности организации продвижения услуг сельского туризма в регионе: опыт, проблемы, перспективы (на примере Алтайского края) // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/12/1766 (дата обращения: 26.01.2017).

Алтайский край является регионом, благоприятным для сельского туризма. Его развитие может быть основано на разнообразии природных и культурно-исторических ресурсов. В селах Алтайского края сохранены национальные традиции, этнические особенности хозяйствования в быту, представленные в усадьбах русских, немецких, украинских, белорусских, казахских семей.

Под сельским туризмом понимается «отдых туристов в сельской местности, в условиях, которые созданы семьей на базе собственного жилого дома, приусадебного участка, фермерского хозяйства, территории традиционных промыслов» [5].

Для сельских территорий развитие данного вида туризма имеет огромное социально-экономическое значение, а именно способствует росту доходов населения и увеличению его занятости, повышению образовательного и культурного уровня, дополнительным налоговым поступлениям в местные бюджеты, росту заинтересованности населения в сохранении окружающей среды, установлению новых деловых связей.

Основными причинами выбора потребителями отдыха в сельской местности являются :

1. Ограниченные финансовые ресурсы, что не позволяет приобрести отдых на туристской базе и курорте,

2. Желание отдыхать в сельской местности всилу устоявшихся привычек, доминирования определенных ценностей (например, семейные традиции),

3. Следование рекомендациям врачей отдыхать в определенных природно-климатических условиях,

4. Оздоровление организма посредством потребления экологически чистых продуктов,

6.Возможность поучаствовать в выполнении сельскохозяйственных работ,

7.Возможность приобщиться к иной культуре.

Следует подчеркнуть, что в нашей стране сельский туризм пока не пользуется такой популярностью, как за рубежом, несмотря на то, что данный вид отдыха экономичен и экологичен. По данным министерства сельского хозяйства, в развитии сельского туризма участвуют только 11 регионов России из 83, а на долю сельского туризма приходится всего 2% путешествий.

Безусловными препятствиями развития туризма в сельских территориях являются:

  • отсутствие законодательной базы данного вида туризма,

  • отсутствие стандартов качества оказания услуг сельского туризма, требований к организации процесса обслуживания туристов в селькой местности на базе частных усадеб,

  • неготовность местного населения принимать туристов в связи отсутствием знаний и навыков, а также в связи с отсутсвием достаточных материальных ресурсов для организации такого вида отдыха,

  • слабое развитие дорожно-транспортной и других видов инфраструктуры в сельских территории России и др.

Эти же препятствия можно экстраполировать и на развитие сельского туризма в Алтайском крае, что усугубляется еще и тем, что регион является регионом-реципиентом, что сдерживает развитие инфраструктуры, прежде всего, а также сказывается на уровне доходов населения, в частности, сельского, который отстает от уровня других субъектов Сибирского федерального округа. Тем не менее, в крае имеются и предпосылки для развития сельского туризма. Кроме названных выше, следует отметить, что отличительной особенностью Алтайского края является значительная доля сельского населения – 46,4% (в среднем по России – 27%). В регионе насчитывается более 400 тысяч личных подсобных хозяйств и более 3 тысяч фермерских хозяйств, что в целом является факторами, способствующими развитию сельского туризма.

Усилия по продвижению услуг сельского туризма в Алтайском крае сосредоточены в двух плоскостях: во-первых, это инициатива самих владельцев усадеб, во-вторых, это инициатива органов власти и местного самоуправления. Пока доля усилий по продвижению силами самих хозяйств очень незначительна. Этому во многом препятствует отсутствие средств на продвижение у сельских жителей, поскольку затраты на маркетинговые коммуникации составляют значительную сумму.

Продвижение услуг сельского туризма в крае осуществляется преимущественно на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Продвижение на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям:

  • создание целевых программ развития сельского туризма,

  • оказание грантовой поддержки предпринимателям,

  • поддержка инициатив по продвижению сельского туризма со стороны научного сообщества,

  • проведение событий, способствующих укреплению имиджа региона как региона сельского туризма и продвижению данного вида услуг.

В 2008 году в крае была принята целевая программа развития сельского туризма на 2009-2012 г.г. Общий объем финансирования программы из краевого бюджета за 3 года составил около 24 млн. руб., в том числе на развитие материально-технической базы – 18 млн. рублей. Также администрациями отдельных муниципальных районов (Алтайского, Быстроистокского, Змеиногорского, Красногорского, Солонешенского, Смоленского, Ельцовского, Новичихинского) разработаны и приняты муниципальные программы развития сельского туризма.

Грантовая поддержка в сфере сельского туризма представлена грантами Губернатора Алтайского края, грантами службы занятости населения. Поддержку получают по большей части инфраструктурные проекты (строительство и реконструкция жилых зданий, а также историко-культурных объектов).

Что касается участия в продвижении научного сообщества, то развитием и продвижением сельского туризма в Алтайском крае занимается «Центр сельского туризма», организованный при участии группы преподавателей кафедры «Сервис и туризм» АлтГТУ. При финансовой поддержке Программы, в настоящее время ведется содержательное наполнение сайта «Сельский туризм в Алтайском крае»[4].

Основными событиями, организуемыми в целях продвижения сельского туризма являются: форумы сельского туризма, праздники («Яблочный спас», «Медовый спас» и т.п.), участие делегации края в выставках различного уровня.

Таким образом, в крае накоплен значительный опыт продвижения услуг сельского туризма. Тем не менее, есть проблемные области, в частности, малая активность самих жителей, слабая представленность информации о крае в центральных СМИ и на крупных туристских порталах, а также недостаточно развитая в сельской местности туристская инфраструктура.

В качестве перспективных направлений по организации процесса продвижения услуг сельского туризма в регионе можно назвать следующие:

  • организация обучающих семинаров для владельцев гостевых усадеб по вопросам продвижения своего бизнеса (с привлечением средств программ поддержки развития туризма),

  • использование возможностей среды интернет, размещение информации на существующих порталах, посвященных тематике туризма, как созданных и финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе, на официальных сайтах соответствующих ведомств,

  • ежегодное создание каталога сельского туризма для участия в выставках разных уровней и масштабов за счет средств краевого бюджета,

  • привлечение администрациями всех уровней СМИ для освещения предложений сельского туризма региона либо на безвозмездной основе, либо на льготных условиях и др.

В любом случае, необходимо усилить работу в области координации усилий власти и бизнеса, поскольку во всех развитых странах Запада, где сельский туризм развивается быстрыми темпами и служит действительно источником дополнительных доходов для сельских жителей, в основе такого развития лежат механизмы кооперации и сотрудничества.


Библиографический список
  1. Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL:http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3334 (дата обращения: 10.10.2014).
  2. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: формирование и развитие: монография / А.Б. Здоров. – М. : Логос, 2011. – 211
  3. Нуриахметова А.Ф. Развитие сельского туризма во Франции // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2341 (дата обращения: 05.11.2014)
  4. Сельский туризм в Алтайском крае [Электронный ресурс]. URL:http://www.selo22.ru/ (дата обращения 21.11.2014)
  5. Сельский туристский бизнес в Алтайском крае : учебное пособие / под ред. А.Н. Дунца. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. – 126 с.


Все статьи автора «OlgaVysotskaya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: