Введение. Селекцию птицы начали одновременно с ее одомашниванием, когда каждый владелец кур отбирал для воспроизведения лучших особей. К моменту перехода птицеводства на промышленную основу селекционеры создали несколько сотен пород кур. Промышленное птицеводство предъявило свои требования к качествам породы. На протяжении многих лет селекционеры совершенствовали породы, выводили кроссы и специализированные линии, занимаясь созданием соответствующей птицы. К примеру, банковская курица ( Gallus bankiva ) откладывает только 8-15 яиц, в 1925 году курица за год откладывала 175 яиц, а яйценоскость современной несушки составляет 320-350 яиц. Такому росту продуктивности, в равной степени, способствуют новые методы кормления и содержания поголовья, ведь совершенствование технологии позволяет птице реализовать созданный генетический потенциал. Тем не менее, изучение предыдущего опыта истории развития птицеводства мира имеет не только познавательное, но и практическое значение, следуя известному изречению Д. Чоссера «Нет такого нового обычая, который не был бы старым». Эта статья положит начало следующим публикациям, посвященным изучению опыта мирового птицеводства по разведению и селекции кур.
Происхождение и распространение кур. Литература о происхождении домашних кур, их диких предках, времени и месте одомашнивания – крайне противоречива: даты одних и тех же событий по данным разных авторов отличаются на сотни и даже тысячи лет. Фундаментальные исследования Ч. Дарвина о происхождении домашних кур, тщательное сравнение их с четырьмя дикими видами (Gallus bankiva, G.sonneratii, G.Stanley, G.varius; по Дарвину) показали, что все породы произошли от одного вида – Банковской курицы [ 1 ].
Систематика вида G. gallus у разных авторов различна. Банковскую курицу Дарвин, как и многие другие авторы, относил к разряду вида. Однако в современных работах по систематике птицы [3] она значится одним из пяти подвидов G. gallus (другое устоявшееся название: красная курица джунглей – Red Jungle Fowl). Судя по приведенному Дарвином ареалу распространения G.bankiva, он имел в виду вид G.gallus. С теорией Дарвина о монофилитическом происхождении домашних кур соглашаются многие ученые [5,6], хотя существует теория и о полифилетическом происхождении [ 16]. Однако все ученые сходятся в том, что основной предок домашних кур – вид G.gallus.
В прошлом полифилетическая гипотеза происхождения кур была основной и основывалась на фенотипическом разнообразии современных кур. Но, A. Fumihito с коллегами [18] убедительно показали, что гены, присущие современным курам, присутствовали и у кур, найденных на северо-востоке Таиланда. Это подтверждает географическое происхождение кур, которое совпадает с археологическими данными.
Как считали до недавнего времени, первые сведения об одомашнивании кур относятся к III тысячелетию до н.э. Судя с археологических раскопок, в районе городов Хараппа и Мохенджодаро, расположенных в долине Инда (современный Пакистан), где были найдены остатки куриных костей, фигурки и печати с изображением кур, они находились уже в одомашненном состоянии примерно в 3250 г. до н.э. [43,44].
В китайской энциклопедии 1609 г., на основании древних документов сообщается, что домашние куры существовали в Китае примерно в 1400 г. до н.э. и указывается, что куры попали туда с запада [3]. Однако некоторые исследователи [41] на основании археологических находок указывают, что в Китае кур приручили на столетие раньше начала развития древнейшей индийской цивилизации – 6000 г. до н.э.
Одно из древнейших изображений петуха, датируемое 1840 г. до н.э., найдено в Египте в храме вблизи Фив. В это время торговые пути связывали Египет, Месопотамию и Индию [11]. Дальнейшие древние сведения о том, что египтяне были знакомы с домашними курами, относятся ко времени царствования Тутмоса III (1525-1473 гг. до н.э.): сохранился рисунок головы петуха на стене гробницы визиря Рекмары, в сцене подношения даров с Кефтиу (современный Крит). Еще одно подтверждение – рисунок петуха на черепке, найденном вблизи гробницы Тутанхамона, захоронения которого датируется 1338 г. до н.э. [16]. Это свидетельствует о присутствии кур в Египте в период Нового царства (1425-1123 гг. до н.э.) [14,17]. Однако, в дальнейшем, вплоть до 650 г. до н.э. никаких графических сведений о пребывании кур на этой территории не было обнаружено [15].
В Средиземноморье они появились примерно в VIII-VI вв. до н.э., сначала в Древней Греции, затем в Риме. Об этом свидетельствуют изображения на древнегреческих монетах и вазах, производившихся в Халкиде, Коринфе и Лаконике. В центральной Европе, к северу от Альп, домашние куры появляются лишь в начале нашей эры. Мозаичное изображение петуха, относящееся к I в. до н.э., было найдено на территории Римской империи [9,19].
Как уже упоминалось, есть разные точки зрения на время и место происхождения домашних кур. Во многом не совпадают с изложенным сведения Б. Вест и Б.-С. Жу, которые собрали огромный материал (в основном остеологический) [42]. Они проанализировали не только опубликованные работы, но и дорожные дневники и журналы археологов и палеозоологов, в которых содержались данные о ранних находках домашних кур. Эти обобщения показали, что в Китае упоминаются 18 местонахождений с остатками костей кур (примерно 5935-1470 гг. до н.э.) и 71 – в других странах (VI тысячелетие до н.э. – I в. н.э.).
В Европе древний остеологический материал найден на территориях современных Румынии (6000-3000 гг. до н.э.) и Греции (4000-3000 гг. до н.э.) [41], на Украине (в окрестностях Киева) (4000 -2500 гг. до н.э.) [37]; в Азии – Иране (3900-3800 гг. до н.э.), Турции (2600-2300 гг. до н.э.), Сирии (2400-2200 гг. до н.э.) [12], Израиль (700 г. до н. э.) [36] на Алтае (500 г. до н. э.), в Мохенджодаро авторы датируют находки 2000 г. до н.э. [43].
Кроме костных остатков, к анализу были привлечены климатические данные и особенности растительного покрова. На основании этих сведений ученые считают, что центром происхождения следует считать Юго-Восточную Азию (время одомашнивания кур примерно VIII тысячелетия до н.э.).
В Индию куры могли попасть из Китая или были одомашнены независимо и позже, чем в Юго-Восточной Азии. Итак, по мнению авторов, время доместикации кур отодвигается примерно 5 тыс. лет, появление домашних кур в Европе – на 5-2 тыс. лет назад по сравнению со сведениями, приведенными выше, а местом доместикации следует считать не долину Инда, а Юго-Восточную Азию [3].
Что касается распространения кур в мире, то они начали распространяться с Хэмуду в Юго-Восточном Китае около 7000 лет назад [8,45] через центральную Азию севернее Гималаев [26,28]. Границ Европы куры достигли около 3000 лет до н.э. [9]. Это свидетельствует о том, что первоначальное распространение кур от юго-востока Азии фактически обошло Индийский субконтинент. В Африку куры попали или через Нильскую Долину, или через Греко-Романский торговый путь Восточного побережья в период 100-500 гг., о чем свидетельствуют находки костей в Мали [37], Нубии [23], Восточно-Африканском побережье [27] и юге Африки [29]. Однако не исключают и более раннее их появление на этом континенте через Сахару (через Финикийский Карфаген). Некоторые исследователи [20,22] считают, что куры распространялись по Сахаре, через Берберы, Восточное побережье и, возможно, через побережье Красного моря в Эфиопию. Дискуссионным является вопрос присутствия кур в Новом Свете [13,21]. Ученые до сих пор спорят, присутствовали ли куры на Западном побережье, куда предположительно были завезены из Азии.
Анализируя историю и пути распространения домашних кур, Р.Д. Кроуфорд [16] приходит к выводу, что раннее появление их в Египте и на острове Крит было случайным (как, возможно, и в других частях земного шара) и поэтому, в дальнейшем, не привело там к развитию высокой культуры птицеводства и создания своих типов кур.
Исследование Моисеевой И.Г. [3], показали, что среди кур азиатского происхождения оказалось значительно больше морфологических форм. Некоторые породы древнего происхождения оказались близки по типу и к G.gallus, и в средиземноморских пород. Поэтому, следует считать, что в древние времена куры, близкие по типу к современным Средиземноморским породам, были вывезены из Азии в Средиземноморье.
Однако, наиболее неизученным является одомашнивания и распространения кур на шести географических областях: Таиланд, Россия, Украина, Индийский субконтинент, Юго-Западная Азия и Африка к югу от Сахары [22,23].
Приручение кур. Все специалисты, занимающиеся историей использования домашних кур в жизни человека [10,20,24], сходятся в том, что на заре доместикации куры не служили источником пищи. В Юго-Восточной Азии кур использовали для гадания и жертвоприношения [33]. Тогда люди обратили внимание на агрессивное поведение птиц, их склонность к постоянным дракам между собой. Эти свойства соответствовали наклонностям человека бронзового века (конец IV – начало I тысячелетия до н.э.), поскольку его жизнь состояла из постоянной борьбы за существование, в которой выживает и побеждает сильнейший. Именно поэтому с давних времен бойцовский спорт распространился во многих регионах – в Индии, странах Индокитая, Малайского архипелага, Древней Греции, Римской империи, позже в Средней Азии, Южной Америке [38].
Для стран с различными культурными традициями характерны свои направления селекции бойцовской птицы и формы проведения петушиных боев. В каждой стране, даже в каждой местности создавалась своя бойцовая порода, отсюда и большое разнообразие пород этого направления. У древних греков петушиные бои были любимой развлекательной игрой, особенно в Афинах, где со времен персидских войн (V в. до н.э.) в театре Диониса устраивались публичные бои. Петух как символ соревнования и победы изображался на щитах воинов, а также на больших кубках, которые подносили победителям во время празднований.
В Европе в средние века и позже бойцовскими породами кур славилась Англия (английские бойцовые породы старого и нового типа), Бельгия (бельгийская бойцовая) и Россия (многочисленные разновидности московской бойцовской породы) [3].
К началу XIX в. в английском парламенте было специальное место для финальных соревнований петушиных боев. Вероятно, таким образом, парламентарии снимали собственную агрессию. Интересна возможная версия происхождения слова «коктейль» («cocktail»), которое дословно означает «петушиный хвост». В Англии существовал обычай после петушиных боев пить смесь напитков, состоящих из стольких ингредиентов, сколько оставалось перья в хвосте у победителя [31].
Люди стали использовать домашних кур в культовых служениях и обрядах. В литературе Ирана (2000-700 гг. до н.э.) имеются сообщения о том, что петух в те времена считался предвестником зари, своим криком он будил людей и призывал к творческой работе.
В произведениях древнеримских писателей – Вергилия (70-19 гг. до н.э.), Плиния Старшего (23 или 24-79 гг.) сообщалось о том, что крик петуха содержал разного рода знамения и предсказания. Кур и петухов часто приносили в жертву, а в некоторых странах их считали священной птицей и содержали при храмах.
Прорицатели Древней Греции и Рима использовали петухов для предсказаний судьбы и грядущих событий: на земле чертили буквы алфавита, на каждую помещали зерно. Затем пускали петуха и следили, какие буквы он « склевывает», и из них составляли пророческие фразы.
В древнем Китае петух ассоциировался с солнечным символом «ян», ему приписывалась способность защиты от грабителей, приносить в дом богатство, счастье и указывать время. Этим объясняется важная роль петуха в китайской символике и орнаментах – традиционные рисунки на китайских тканях под названиями «Кричащие петухи», «изогнутые перья петушиного хвоста» и другие куриные темы. Изображение петуха, поющего на барабане, считалось символом мира. Вообще вся петушиная символика в Китае имела доброжелательное содержание [2].
Естественно, что священная птица должна была привлекать взгляды своим внешним видом и обладать красивым голосом. Это дало начало декоративному направлению птицеводства и спорта петушиного пения. Так появились многочисленные породы бентамок, многие из которых удивительно красивые и напоминают ярких бабочек или букет пестрых цветов (в России в XVIII в. были созданы очень красивые павловские куры). Юго-Западная Азия и Япония славятся длиннохвостыми породами кур (феникс, суматра, йокогама и др.), в которых длина петушиного хвоста может достигать 10 м [3].
Спорт петушиного пения до сих пор распространен в разных частях земного шара. В Японии, Греции, Албании, Бельгии существует по нескольку пород кур, различающихся пением. В России издавна разводят юрловских голосистых кур, которые способны держать ноту до 25 секунд, а в Турции выведена порода, пение петухов которой может длиться до 30 секунд. В Германии известна порода «горный певец», обладающий низким, с особыми модуляциями, голосом, способна выводить протяжную и меланхолично песню. Очевидно, в каждой из этих стран самостоятельно, путем соответствующего отбора создавались петухи-певуны.
Развитие птицеводства как специальной области сельского хозяйства и как науки, утилитарное использование домашних кур в качестве источника мяса и яиц относится к периоду расцвета греко-римской культуры. Многие римские писатели оставили обширные труды по птицеводству, что свидетельствует о его высоком развитии в то время. В работах Колумеллы (12 томов), писателя и агронома I в., есть советы по инкубации, методы селекции, кормления, содержания, откорма, выбраковки, контроля за болезнями, даже советы по маркетингу и ценовой политике. Он упоминает о существовании в его стране четырех иностранных пород: бойцовских – родоской (родина о. Родос ), мидийской (Мидия северо-запад Иранского нагорья), неизвестной специализации – танагранской (из Танагры в Беотии, Древняя Греция ) и халкиской (с Халкис, о. Эвбея ) [26].
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) и Плиний упоминают еще местную адрийскую породу (с Адрии вблизи Венеции ), характеризующуюся высокой яйценоскостью. Согласно Колумелле, лучшие куры получали от скрещивания петухов иностранных пород с местными курами (начало создания кроссов – гибридов). Лучшие несушки в то время давали около 60 яиц в год, хотя Плиний отмечал, что выдающиеся особи несутся каждый день [ 3].
Вместе с распадом Римской империи пришла в упадок и высокая культура птицеводства, которая стала возрождаться только в XIX в. Вторая половина XIX в. в развитых странах характеризируется мощным взрывом породообразования всех сельскохозяйственных животных, в том числе и кур. Открываются общества и клубы любителей птицеводства, проводятся выставки и конкурсы продуктивности. Первая выставка пород кур была проведена в Бостоне в 1849 году [25,34], а уже в 1855 году и в Москве [4].
В настоящее время в мире человечеством создано около 1500 пород, а возможно, и больше. В энциклопедии Стромберга приведены 142 породы кур [32], в книге Вандельта и Вольтера [40] описаны 420 пород, каталог Р.Г. Соумса насчитывает 604 породы и разновидности кур, выведенных селекционерами из 22 стран [30], однако некоторые современные исследователи считают, что эту цифру можно увеличить вдвое [3].
Зарождение яичного птицеводства. Долгое время люди не употребляли продукты птицеводства в пищу. Основной причиной этого было присутствие кур во многих ритуалах. Куриные яйца считались «грязным продуктом» и даже продуктом «табу». Кроме того, считалось расточительством употреблять в пищу яйцо не дождавшись пока из него появится курица. В Индии примерно в I тысячелетии до н.э. был закон, который запрещает есть куриное мясо. Исключением был Китай, где употребляли в пищу куриное мясо и яйца, считая их важным источником животного белка. Из Китая традиция употребления продуктов птицеводства распространилась на всю Восточную Азию. В Юго-Восточной Азии и островах Тихого океана, куда куры попали с азиатскими колонизаторами, была традиция употреблять «100-летние» яйца. На самом деле, они не были такими старыми. Яйца хранили несколько месяцев в смеси селитры, глины и чайных листьев. После появления на скорлупе зеленых прожилок, яйца считали готовыми к употреблению [33,38].
Употребление куриных яиц в пищу приобретает распространение после выхода книги рецептов Апициуса (25 г. до н.э.) в которой содержались рецепты заварных кремов, омлетов и многих других блюд [25,38].
С тех пор известно мало фактов об использовании куриных яиц до XVI в. В этот период яйца считали постной пищей наравне с мясом и их ели только на Пасху, предварительно погружая в жир или воск и украшая. Эта традиция сохранилась до наших дней [38].
Возрождение использования куриных яиц в пищу пришло лишь в XVI в. с работой Ulisse Aldrovandi (1522-1605 гг.). Итальянец написал 9 томов о животных, в том числе и о курах, в которых подробно и систематически описал яйцо [34].
Значительному прогрессу в кулинарии способствовала работа Le Cuisinier, опубликованная Пьером Франсуа де Вареном в 1961 году. В книге автор описал 60 рецептов блюд из яиц [35].
Следующий век характеризировался селекцией кур на цвет оперения и гребня. Было создано более 100 пород и цветовых вариаций кур. «Век курицы» был также и веком развития традиций употребления куриных яиц. В этот период были обнаружены диетические свойства этого продукта, что способствовало началу широкого употребления яиц в пищу. Вареные яйца на завтрак стали любимым блюдом французов, а парижане еженедельно собирались на площади чтобы полюбоваться как Людовик XIV сбивает верхушку с яйца одним махом вилки [38]. В середине XVIII в. американцы, беря пример с англичан, начали широко употреблять яйца с беконом. В это время яйца начинают применять и в пекарской промышленности [7,39]. В конце XIX в. яйца становятся востребованным продуктом питания на Западе, а акцент в селекции переходит от декоративного вида «шоу-кур» к продуктивным признакам.
Выводы. Многочисленными научными исследованиями установлено, что местом одомашнивания кур является не долина Инда, как принято считать, а Юго-Восточная Азия. Уточнено также и время одомашнивания – 8000 г. до н.э. Однако, большинство выводов, сделанных учеными, базируются на археологических и лингвистических исследованиях, требующих подтверждения на основании современных генетических экспертиз.
Существует целый ряд географических областей мира, в том числе и Украина, на которых приручения и распространения кур остаются малоизвестными. Поэтому дальнейшего исследования требует история одомашнивания кур в отдельных странах мира.
Зарождение яичного куроводство, как специализированной отрасли птицеводства, произошло в Китае. Однако, история его развития остается неизвестной вплоть до XVI в.
Библиографический список
- Дарвин Ч. Изменение домашних животных и культурных растений / Ч. Дарвин [Под ред. Е.Н.Павловского]. – М.; Л, 1951. – 245 с.
- Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на шелковом пути / Е.И. Лубо-Лесниченко. – М, 1994.– 98 с.
- Моисеева И.Г. Происхождение и эволюция домашних кур / И.Г. Моисеева, М.Г. Лисичкина // Природа. – 1996. – Т.5. – С.88-96.
- Никитин Н. Выставки птицеводства в дореволюционной России / Н. Никитин // Птицеводство. – 1992.– №5. – С.23-27.
- Петров С.Г. Происхождение и эволюция сельскохозяйственной птицы / С.Г. Петров // Сельскохозяйственная птица. – 1962. – Т.1. – С. 125-144.
- Серебровский А.С. Происхождение домашних животных / А.С. Серебровский. – Л, 1934. – 213 с.
- Astill G. The countryside of medieval England / G. Astill, A. Grant. – Oxford, 1988. – 314 р.
- Bellwood P. Austronesian prehistory in Southeast Asia: Homeland, expansion and transformation / P. Bellwood, J. Fox, D.Tryon // The Austronesians: Historical and comparative perspectives. – 1995. – Р. 96–111.
- Benecke, N. On the utilization of domestic fowl in central Europe from the Iron Age up to the Middle Ages / N. Benecke. – Poultry Sci. – 1993. – Vol. 73. – № 5. – P. 1838-1845.
- Blench R. M. A history of domestic animals in northeastern Nigeria / R. M. Blench // Cahiers des Sciences Humaines. – Vol. 3. – P. 181–238.
- Brewer D. J. Domestic plants and animals: The Egyptian origins / D. J. Brewer, D. B. Redford, S. Redford. – Warminster, 1994. – 289 р.
- Buitenhuis H. The animal remains from Tell Sweyhat / H. Buitenhuis // Palaeohistoria. – 1983. – Vol. 25. – P. 131–44.
- Carter G. F. Pre-Columbian chickens in America / G. F. Carter, C. L. Riley, J. C. Kelley, C. W. Pennington, R. L. Rands // Man across the sea: Problems of pre-Columbian contacts. – 1971. – P. 178–218.
- Carter H. An ostracon depicting a red jungle-fowl / H. Carter // Journal of Egyptian Archaeology. – 1923. – Vol. 9. – P. 1–4.
- Coltherd J. B. The domestic fowl in ancient Egypt / J. B. Coltherd // Ibis. – 1966. – Vol. 108. – P. 217–23.
- Crawford R.D. Domestic fowl. Evolution of domesticated animals / R.D. Crawford. – London; New York, 1984. – P.298–311.
- Darby W., The gift of Osiris / W. Darby, P. Ghalioungui, L. Grivetti. – London, 1977. – 425 р.
- Fumihito A. One subspecies of the red junglefowl (Gallus gallus gallus) suffices as the matriarchic ancestor of all domestic breeds / A. Fumihito, T. Miyake, S.-I. Sumi // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 1994. – Vol. 91. – р. 9–125.
- Hernandez-Carrasquilla F. Some comments on the introduction of domestic fowl in Iberia / F. Hernandez-Carrasquilla // Archaeofauna. – 1992. – Vol. 1. – Р. 45–53.
- Kuit H. G. Livestock production in central Mali: Ownership, management and productivity of poultry in the traditional sector / H. G. Kuit, A. Traore, R. T. Wilson // Tropical Animal Health and Production. – 1986. – Vol. 18. –Р. 31–222.
- Langdon R. When the blue-egg chickens come home to roost / R. Langdon // Journal of Pacific History. – 1990. – Vol. 25. – Р. 92–164.
- MacDonald K. C. The domestic chicken (Gallus gallus) in sub-Saharan Africa: A background to its introduction and its osteological differentiation from indigenous fowls (Numidinae and Francolinus sp.) / K. C. MacDonald // Journal of Archaeological Science. –1992. – Vol. 19. – Р. 18–303.
- MacDonald K. C. Chickens in Africa: The importance of Qasr Ibrim / K. C. MacDonald, D. N. Edwards // Antiquity. 1993. – Vol. 67. – Р. 90–584.
- Manessy G. Les noms d’animaux domestiques dans les langues voltaïques / G. Manessy, J. M. C. Thomas, L. Bernot // Langues et techniques, nature et société; approches linguistiques. – 1972. – Vol. 1. – Р. 20– 301.
- McGee H. On food and cooking / H. McGee. – New York, 1984. – 269 р.
- Moiseeva I. G., Comparative analysis of morphological traits in the Mediterranean and Chinese chicken breeds: The problem of the origin of the domestic chicken / I. G. Moiseeva, Z. Yuguo, A. A. Nikiforov, I. A. Zakharov // Russian Journal of Genetics. –1996. – Vol. 32. – Р.57–1349.
- Mudida N. 1996. Subsistence at Shanga: The faunal record. In Shanga / N. Mudida, M. Horton // The archaeology of a Muslim trading community on the coast of East Africa. – 1996. – Р. 93–378.
- Nishi Y. Can fowls fly hundreds of miles over the Himalayas? / Y. Nishi, T. Sakiyama, A. Sato // Asian languages and general linguistics. –1990. – Р. 55–77.
- Plug I. 1996. Domestic animals during the early Iron Age in southern Africa / I. Plug, G. Pwiti, R. Soper // In Aspects of African archaeology: Papers from the 10th Congress of the Pan-African Association for Prehistory and Related Studies. – 1996. – Р.20– 515.
- Somes R.G. International registry of poultry genetic stocks / R.G. Somes. – Exp.Stat.Bull.Conn., 1985. – 469р.
- Stromberg L. Poultry Oddities, History, Folklore / L. Stromberg. – Pine River, Minnesota, USA, 1992. – 356 р.
- Stromberg L. Poultry of the World / L. Stromberg. – 1996. – 516р.
- Simoons F. J. Eat not this flesh. Second edition / F. J. Simoons. – Madison, 1994. – 289р.
- Smith P. The chicken book / P. Smith, D. Charles. – San Francisco, 1982. – 458р.
- Tannahill R. Food in history / R. Tannahill. – New York, 1989. – 562р.
- Taran M. Early records of the domestic fowl in Judea / M. Taran // Ibis. – 1975. – Vol. 117. – Р.10–109.
- Thesing, R. Die Groβentwicklung des Haushuhns in vor- und frühgeschichtlicher Zeit. Ph.D. dissertation, Munich University, 1977. – 148р.
- Toussaint-Samat M. A history of food, trans. Anthea Bell / M. Toussaint-Samat. – Cambridge, Mass, 1992. – 789р.
- Trager J. The food chronology / J. Trager.– New York, 1995. – 854р.
- Wandelt R. Handbuch der Nuhnerrassen die Huhnerrassen der Welt / R. Wandelt, J. Wolters // Verlag Wolters, 1996. – 258р.
- West B. Did chickens go north? New evidence for domestication / B. West, B.-X. Zhou // Journal of Archaeological Science. – 1988. – Vol. 15. – Р.33–515.
- West В. Did chicken go north? New evidence for domestication / B. West, B.-X. Zhou // World’s poultry Science Journal. – 1989. – Vol. 45. – P.205–218.
- Wood-Gush D. G. M. A history of the domestic chicken from antiquity to the 19th century / D. G. M. Wood-Gush // Poultry Science. – 1959. – Vol. 38. – P. 321–326.
- Zeuner F.E.A history of domesticated animals / F. E. Zeuner. – London, 1963. – 421р.
- Zorc R.D.P. Austronesian culture history through reconstructed vocabulary (overview) / R. D. P. Zorc, A. K. Pawley, M. D. Ross // Austronesian terminologies: Continuity and change. – 1994. – Р.94–541.