УДК 33

АРОМАМАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Ашалян Гаянэ Амаяковна
Сочинский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается потребительский рынок, покупатели, посещающие торговые центры, воздействие с помощью аромата на человеческое подсознание, компании, сенсорный маркетинг, особенности аромамаркетинга.

Ключевые слова: потребитель


AROMAMARKETING AS A TOOL TO INFLUENCE CONSUMER

Ashalyan Gayane Amaiakovna
Sochi State University

Abstract
The article deals with the consumer market, buyers visiting shopping malls, the impact on the flavor by using the human subconscious, the company marketing the touch, scent marketing features.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Ашалян Г.А. Аромамаркетинг как инструмент воздействия на потребителя // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://agro.snauka.ru/2015/03/1846 (дата обращения: 12.07.2023).

На данном этапе развития характеризующими аспектами потребительского рынка является избыток товаров и укрепление конкурентной борьбы [2].

Покупатели, посещающие торговые центры, как правило хотят получить удовлетворение от сделанной покупки, то есть положительные эмоции. Средством стимулирования торговли в розничном магазине могут служить гармонично подобранные цвета, световое оформление витрины, спокойная музыка. Но часто, производители товаров, стремясь повлиять на визуально-слуховое восприятие клиентов, забывают об обонянии [1].

Основой аромамаркетинга является воздействие с помощью аромата на человеческое подсознание. Многочисленные исследования доказали, что на обонянии человека основаны 70 % эмоций. Разные ароматы могут вызвать как отрицательные, так и положительные чувства и воспоминания [2].

Кампании занимающиеся производством товаров и услуг находятся в постоянном поиске различных методов, которые на подсознательном уровне смогут воздействовать на подсознание человека, способные побороть барьеры и потребительский скептицизм. Сенсорный маркетинг – один из таких методов. Он является одним из самых перспективных направлений влияния на поведение потребителя. На такие органы чувств, как вкус, обоняние, осязание воздействие оказывается наиболее эффективным, потому что позволяет повлиять на потребителя более углубленно. Потребитель не замечает, что даже ощущая то или иное сенсорное воздействие это стимулирует его к желаемому для производителя поведению.

Сенсорный маркетинг – это тип маркетинга, основная задача которого является в воздействии на чувства покупателей, на их эмоциональное состояние с целью увеличения продаж. В свою очередь, аромамаркетинг  является одной из важнейшей составляющей сенсорного маркетинга.

Особенность аромамаркетинга состоит в том, что возможно влиять на людей посредством эмоциональных призывов помнить, чувствовать, касаться и т.д.

Нужно обратить внимание, что тот эффект, который приносит сенсорный маркетинг , не действует мгновенно, его благотворное влияние на увеличении продаж  возможно посредством одновременного использования с традиционными методами продвижения товаров.

«Составляющим звеном сенсорного маркетинга и самым важным составляющим его компонентом является запах», – считает М. Линдстром, маркетинговый консультант. Этот факт подтверждается тем, что его активно применяют уже на протяжении более 20 лет в странах Запада и США, пока что в России существует только несколько кампаний которые применяют арома-стимулирование.

При знакомстве покупателя с новой торговой точкой, производится уже десять процентов эффекта при правильном выборе и использовании аромата, подборе цветовых и звуковых факторах , а также правильного стиля общения с клиентами [4].

В памяти человека разнообразые запахи могут откладываться на долгое время,  поэтому ароматы часто используются как стимулы при изучении долговременной памяти человека. С определенным контекстом ассоциируется тот или иной аромат. Стимулы ароматов могут активировать эмоциональную память, и также воображение человека, которое сопровождается различными эмоциями, которые были испытаны в какой-то определенные момент времени, связанный с ароматом.

В некомфортных и затрудненных ситуациях запахи могут помочь клиенту улучшить его состояние, поэтому аромамаркетинг широко используют в сфере услуг. Запахи способны побуждать человека  к определенным действиям. Правильно подобранный аромат  может избавить человека от страха к замкнутым пространствам или развеять отрицательные эмоции , связанные с походом к стоматологу или чувство раздражения при ожидании в очереди превратить в приятное времяпровождение.

Как уже было сказано, определенный ароматы по-разному воздействует на сознание человека, например, для успокающего эффекта нужно использовать ароматы ромашки, жасмин, сандалового дерева и лаванды, а для противоположного эффекта, т. е. для заряда энергии можно использовать гвоздику, розу и мяту, что эффективнее крепкого кофе.

В таблице 1 представлены разные примеры реакции человека на конкретный аромат.

В Японии, запахи применяются для увеличения производительности труда сотрудников и сокращения стрессовых состояний.

Таким образом, аромат цитрусовых используется для заряда энергии, мята для увеличения бдительности, лаванда для релаксации. Запах дерева способствует ускоренному печатанию работников и количество орфографических ошибок снижается.

У различных культур один и тот же запах может вызывать абсолютно разные ассоциации. Церковный ладан и азиатские курения – воспримутся для европейца и буддиста совершенно по своему.

Таблица 1

Ответная реакция человека на запахи

Запах Реакция
Ромашка, лаванда, , жасмин, сандаловое дерево Релаксация
свежий хлеб, еда раздражительность
трава, хвоя, депрессия
кожа, машинное масло кураж
ваниль, мята, корица снижение раздражительности
роза, гвоздика, лимон, кофе, древесный запах «запах новой машины» концентрация внимания
морской воздух снятие стресса
груша возбуждение аппетита

Аромат должен быть разработан индивидуально для конкретных товаров или бренда. Определенные и подходящие устройства разрабатываются для комнат различной области и любого назначения. Каждое из устройств распространяет в воздухе помещения необходимый аромат [1].

Запах огурца и арбуза являются самыми подходящими для магазинов торгующими продуктами. Ароматы кофе, шоколада и тропических фруктов –для кафе, баров, ресторанов  и кондитерских, цветочные ароматы – для магазинов женского белья. Магазинам одежды лучше использовать ароматы сандалового дерева, чая, жасмина или ванили.  Специалисты советуют использовать салонам красоты ароматы мандарина и лимона, кокоса  и свежих цветов.

Как уже говорилось ранее, в магазинах, где преобладает аромат продажи увеличиваются на 10-15%. Исследования также показали, что в преддверии новогодних и рождественских праздников объем продаж вырастает на 22 % в магазинах, которые используют аромат мандаринов и хвои. Благодаря ароматам, покупатели задерживаются в отделе в среднем на 11 минут дольше, чем  обычно. Обороты увеличиваются на 5-6 % [3].

Можно выделить несколько причин использования ароматов для увеличения объема продаж.

1) Правильный выбор и использование аромата  усилит и добавит эффект рекламы.

2) При верном образовании у покупателей устойчивого стереотипа «аромат – рекламный образ», источник знакомого запаха будет влиять, создавая предназначенный эффект. Иначе говоря, будет возникать ассоциация определенного запаха с конкретным брендом.

К примеру на Западе связь аромата ванили и торговым брендом Borotocalo ассоциируется как тальк для малышей.

3) При грамотно подобранном аромате к рекламе у покупателя можно вызвать положительное отношение к товару (объекту). Таким образом, за счет эмоциональнoй  связки «аромат – положительные эмоции» можно влиять намного сильнее на спрос, чем просто применять рекламу. [3].

«Samsung Electronics» стала использовать по всему миру  свою новую брэнд-концепцию «Brand Sensory. Коробки и буклеты с электроникой ароматизованы их фирменным ароматон «Samsung», таким способом влияя на обоняние покупателей.

Аромамаркетинг – это стимулятор продаж и новое для отечественных магазинов конкурентное преимущество, использовать которое необходимо в полном объеме.

Таким образом, для совершенствования, кампаниям, занимающиеся производством и распространением потребительских товаров и услуг, общественным местам (кафе, рестораны и т.д.) необходимо воспользоваться услугами аромамаркетинга, для того, чтобы увеличить объем продаж.


Библиографический список
  1. Balabanova A. THE IMPORTANCE OF RURAL TOURISM IN THE FORMATION OF NEW FORMS OF ECONOMIC RELATIONS IN THE REGION. European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 181-185.
  2. Chrysostomos A., Balabanova A.O. DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TOURISM IN THE KRASNODAR REGION. European Journal of Economic Studies. 2014. № 3 (9). С. 128-134.
  3. Keschyan N. EFFECT OF CLIMATE ON THE TOURISM AND NECESSITY OF RESEARCH European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 190-195.
  4. Keschyan N.A. TERRITORIES’ MARKETING STRATEGIES. European Journal of Economic Studies. 2014. № 3 (9). С. 150-154.
  5. Nefedkina S.A., Zhordan E. PROGRAM/TARGET METHODS IN MANAGING MUNICIPAL UNITS. Tourism Education Studies and Practice. 2014. № 4 (4). С. 159-165.
  6. Анисимова Н.Н. ВЛИЯНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4. С. 182-185.
  7. Анисимова Н.Н., Угрюмов Е.С. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ 2014 ГОДА Известия Сочинского государственного университета. 2007. № 1-2. С. 90-97.
  8. Карамова А.С. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Политика, государство и право. 2014. № 1 (25). С. 10.
  9. Карамова А.С. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ. Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 (30). С. 35.
  10. Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и её решение//Политика, государство и право. 2014. № 8
  11. Маркелова И., Молчакова И. Нетрадиционные виды маркетинга / И. Маркелова, И. Молчакова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2012. – № 2. С. 81 – 83.
  12. Мунши А. Ю. Направления использования маркетинга в инновационном развитии кооперативных организаций / А. Ю. Мунши // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 4. – С. 426 – 429.
  13. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае//Политика, государство и право. -Январь 2014. -№ 1
  14. Павленко Е. В. Аромамаркетинг / Е. В. Павленко // Сервис в России и за рубежом. – 2007. – № 3. – С. 19.
  15. Суслова С. Г. Аромамаркетинг как эффективный компонент сенсорного маркетинга / С. Г. Суслова // ИМПУЛЬС–2012 Труды IX Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. – 2012. – С. 328-329.


Все статьи автора «annafisht»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: