УДК 658.5

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОВЕРШЕНСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Добросельский Владимир Владимирович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" в г. Ялта
Аспирант

Аннотация
Не секрет, что мы живём в век качества. Тоталитаризм уже давно в прошлом, так чтобы остаться "на плаву", начиная с 1990-х годов, организации были вынуждены сосредотачивать своё внимание не на прибыли, а на качестве своей деятельности. Если раньше потребитель мог лишь желать качества, то сейчас он его требует. На данный момент, предприятия должны построить организационную систему таким образом, чтобы продукция на выходе удовлетворяла все ожидания потребителя. В современной организации совершенным должно быть всё, начиная от системы заканчивая продукцией. Так сельскохозяйственным организациям, на сегодняшний период времени, для повышения эффективности своей деятельности и улучшения качества продукции на выходе, необходимо заботиться о своём организационном совершенстве. В статье рассматривается вопрос о формировании организационного совершенства сельскохозяйственных предприятий, также приводиться обоснование эффективности модели организационного совершенства, даётся описание неразрывности элементов организационной системы и эффективности управления организацией при помощи данной модели.

Ключевые слова: АПК, качество продукции, менеджмент организаций, организационное совершенство, организационные знания, процесс, ресурсы, сельскохозяйственная сфера, управление изменениями


ORGANIZATIONAL EXCELLENCE ENTERPRISES AGRICULTURE

Dobroselskiy Vladimir Vladimirovich
Humanities and Pedagogics academy (branch) "Crimean Federal University of V.I. Vernadsky" in Yalta
Post-graduate student

Abstract
It is no secret that we live in an age of quality. Totalitarianism has long been in the past, in order to stay "afloat", since the 1990s, companies were forced to focus their attention not on profit but on the quality of their activities. If previously the consumer could only wish for quality, but now he demands it. Currently, organizations must build an organizational system so that the output products meet customer expectations. In the modern organization must be perfect everything from system finishing products. So agricultural organizations, now time to improve its efficiency and to improve the quality of the final product, you must take care of its organizational perfection. The article discusses the formation of the organizational excellence of agricultural enterprises, and provides a rationale for the effectiveness of the organizational model of perfection, is a description of the organizational elements of continuity and effectiveness of management of the organization by using this model.

Рубрика: Сельское хозяйство

Библиографическая ссылка на статью:
Добросельский В.В. Организационное совершенство предприятий сельскохозяйственной деятельности // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2015/06/2383 (дата обращения: 22.11.2016).

АПК – это система, включающая в себя несколько отраслей направленных на получение и переработку сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию. АПК включает в себя сельское хозяйство и другие, сопряжённые с ней отрасли которые занимаются её поддержкой и развитием. Так можно сделать логический вывод, что сельское хозяйство является ядром АПК.

Сельское хозяйство – это отрасль экономики, занимающаяся получением готовой продукции в виде продовольствия для населения или же ресурсов для других отраслей экономики. От состояния этой отрасли зависит важнейшая способность государства, заключающаяся в обеспечении населения страны едой и поддержании ряда других сфер экономики. Поэтому говоря о сфере сельского хозяйства невозможно преувеличить её значимость.

Современная внешняя среда бизнеса характеризуется высокой нестабильностью. Предсказать её поведение в будущем практически невозможно. Единственное что можно знать твёрдо, так это то, что она будет меняться в дальнейшем, а конкуренты будут искать всё новые способы повышения своего преимущества. Перемены можно ожидать в любой момент, но для этого сельскохозяйственным организациям необходимо постоянно быть наготове.

Для того чтобы продукция сельскохозяйственной организации на «выходе» отвечала всем требованиям потребителей, её руководству, в первую очередь необходимо позаботиться о своей организационной структуре. Так повышение эффективности организационной системы является важнейшей задачей предприятий сельскохозяйственной деятельности, в целях повышения качества своей деятельности. Многие организационные модели, соискавшие в начале своего пути множество положительных отзывов, на данный момент не показывают былой эффективности. Так из всех организационных подходов сейчас наилучшими являются подходы: технология организации и управления, и модель организационного совершенства Дж. Харрингтона, о которой и идёт речь в данном исследовании.

Согласно данному подходу, организационная структура предприятия состоит из пяти взаимосвязанных элементов: ресурсов, процессов, проектов, изменений, знаний.

В трактовке Дж. Харрингтона процессом приятно называть последовательность взаимосвязанных действий по преобразованию входов в выходы [14, с. 103]. Процесс понимается как последовательность сменяющих друг друга целей, объединённых общей целью или функцией. Так поступающие на «входе» организации ресурсы проходят целый ряд процессов, которые поэтапно трансформируют товар в готовую продукцию на «выходе». Тем самым процессы служат средством трансформации ресурса в продукт. Таким образом, процессы характеризуют каждодневную деятельность организации, определяют характер её функционирования.

Для рационального управления всеми организационными процессами необходимо предопределить деятельность организации по следующим направлениям:

  • установить единые требования к характеристикам «входов» организации, деятельностью между поставщиками и управлением организации;
  • установить единые требования к характеристикам «выходов» организации, деятельностью между управлением организации и потребителями;
  • рассчитать критерии и внедрить все необходимые характеристики для процесса преобразования ресурсов на «входе», на готовую продукцию на «выходе»;
  • наладить обратные связи на «входе» (связь: поставщик-организация) и на «выходе» (связь: организация-потребитель);
  • все изменения в процессах должны доноситься до исполнителей, исполнители должны быть обучены по новым стандартам и требованиям в организации;
  • все происходящие процессы должны быть подвержены контролю и измерению (к примеру: измерение планируемых показателей с фактическими).

Все шесть принципов, которые перечислены выше, должны знать менеджеры при управлении организационными процессами. Любой процесс, который собирается внедрить управление предприятия должен быть подчинён именно этим шести принципам.

В дополнение стоит отметить, что процессами можно управлять посредством двух подходов (табл. 1).

Табл. 1. Два подхода к управлению процессами

Подход

Описание

1.

Микро уровень

Управление процессами на уровне подразделений организации, исполнителей и пр.

2.

Макро уровень

Управление процессами на уровне практически всех подразделений и функциональных служб

Для повышения качества управления всеми организационными процессами управление организации может воспользоваться такими инструментами, как:

  • стандарты ISO 9000:2015;
  • контрольные карты Шухардта (Цикл Деминга-Шухардта: Plan-Do-Check-Act);
  • аттестация поставщиков;
  • принцип Just in Time и пр.

Любой процесс необходимо постоянно анализировать и улучшать, так как проблемы необходимо постоянно искать, а не ждать пока они сами появятся [4, с. 47]. Так организационные процессы не должны появляться и существовать стихийно, их структура и особенности управления должны быть заранее продуманны менеджментом организации. Процессы должны быть контролируемыми и максимально предсказуемыми.

Изменения – это процессы меняющие форму системы и всех её элементов, полностью или в частичной форме. Изменения являются самым неприятным моментом в деятельности организации. Так предприятие, у которого всё проходит гладко сталкивается с необходимостью, что-то менять. И самой большой ошибкой менеджмента предприятия является игнорирование каких либо перемен. Считая, что всё с организацией будет хорошо и в дальнейшем будущем, управление организации обрекает всю систему на гибель.

Также борьбу с изменениями могут начинать работники низших звеньев управления. Так эффективность работы может быть снижена из-за неуверенности работника о своём будущем и возможном увольнении или понижении в должности. Будущее представляется как что-то страшное, где придётся лишиться всего. Поэтому управление изменениями требует отдельного подхода в направлении управления персоналом. Как возможный вариант осуществления перемен, возможно рассматривать, путём вовлечения сотрудников в процесс изменений, тем самым процесс нововведения будет менее болезненным, а результат не будет таким плачевным.

Движущие силы организационных изменений существуют как внутри организации, так и вне её [3, с. 373]. Изменения возникают неожиданно и стихийно. Однако организация должна быть подготовлена даже к стихийному проявлению перемен.

Проект – это образ видения будущего, воплощённое в форму обоснования раскрывающего эффективность его практической реализации. Проекты представляют собой работы на создание продукции, достижение новых организационных форм. Как показывает практика, у большинства организаций реализуется только часть задуманных проектов, остальные терпят фиаско. Таким образом, решение многих задач затягивается до неопределённого срока.

В основном такие проблемы связанны с сосредоточением внимания на отдельных элементах необходимых для реализации проекта, как правило, это временные ресурсы, организация процесса. Однако зачастую руководители не предусматривают возможные изменения, которые могут быть вызваны нестабильной внешней средой, текучестью кадров, что сказывается на привлечении новых сотрудников, как правило, менее компетентных в данном вопросе (потеря знаний) и пр. Так в сельскохозяйственной организации может быть запланирован проект, фактическая реализация которого запланированная на определённый период времени. Проект правильно рассчитан, временных ресурсов хватает даже с излишком, однако не учтены нюансы, связанные с тем, что управление проектом может переходить из рук в руки, вызванной текучестью, в связи с изменениями внешней среды. В результате проект реализован фактически на «бумаге», однако от такой реализации нет никакой эффективности, тем самым предприятие тратит излишние ресурсы на дело, существование которого не приносит преимуществ.

Ресурсы – это количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат [9]. Так многие организации допускают ошибку, ограничиваясь только трудовыми и денежными ресурсами. Также организация должна выработать принципы управления различными ресурсами, при этом учитывая все действия и изменения, происходящие с их помощью. В процессе управления ресурсами организация должна целиком и полностью знать, как наиболее эффективно использовать каждый из ресурсов. Так начиная от директора, заканчивая от работника самого низкого ранга, каждый должен знать своё дело и уметь работать наилучшим образом.

Процесс формирования долгосрочных планов должен охватывать три основных элемента (рис. 1), а именно: ожидания, планируемые действия и направленность организации. С учётом этих элементов и необходимо строить систему управления ресурсами.

Рис. 1. Составляющие стратегического планирования организации

Так посредством учёта взаимосвязи этих трёх элементов и формирования долгосрочных планов, обеспечивается комплексный подход к достижению глобальных целей. Согласно этому утверждению, долгосрочное планирование должно включать следующие документы: стратегическую направленность, стратегии, тактику, цели, задачи, плановые финансовые затраты, будущие показатели работы, преимущества организации (обеспечивающие её успешность), а также миссию, ценности и виденье будущего сельскохозяйственной организации.

Знания – это накопленный опыт деятельности человечества, позволяющей решать поставленную задачу. Знания могут являться одним из самых ценных капиталов внутри организации. Многие корпорации, особенно в сфере IT технологий и электроники, тратят многомиллионное средства на получение новых знаний. Однако знания являются ценным капиталом не только для крупных организаций, для эффективности работы малого предприятия важным моментом является знания и компетенции сотрудников, от которых и зависит деятельность малого бизнеса.

Лучше всего если знания подкреплены документально. Так следует вести записи о проделанной работе организации (имеется в виду система документов, которая будет заниматься анализом деятельности организации), а также вести мониторинг деятельности сотрудников, уровня их навыков, обладания компетенций, которыми обладают сотрудники, такие записи будут отражать действия организации во время тех или иных событий, действия которые были осуществлены для рационального исхода ситуации. Также существует множество способов накопления и использования знаний, свидетельствующие о высокой роли данного фактора. При свободном доступе сотрудников к информации, которой располагает организация, появляются возможности совершенствования её деятельности путём принятия к сведению замечаний и предложений.

Таким образом, все пять составляющих организационного совершенства являются не отдельными элементами существования организации, а пятью элементами, которые тесно соприкасаются в системе деятельности организации (рис. 2).

Рис. 2. Организационное совершенство по Дж. Харрингтону

Так основными элементами организационного совершенства являются:

  • ресурсы;
  • изменения;
  • проекты;
  • процессы;
  • знания.

Задача руководителей любой организации состоит в обеспечении одновременного развития всех пяти базовых составляющих ее деятельности [11]. Так менеджмент организации не должен останавливать своё внимание на одном из элементов, а понимать их как целостную неразрывную систему, элементы которой находятся в очень тесном взаимодействии, и изменения одного элемента, ведёт к необходимости перемен во всех остальных.

Рассматривая, все пять элементов организационного совершенства, стоит отметить, что им присущи общие характеристики и необходимы характеристики человеческих ресурсов обеспечивающих управление организацией. К этим элементам относятся:

  • лидерство. Лидер развивает культуру, создаёт единство целей, обеспечивает благоприятную среду [5, с. 38]. Будучи в некоторой степени ресурсом в руках организации, человек благодаря своим качествам способен инициировать все перемены происходящие в организации. Практика включения лидерства менеджеров в деятельность организации приносит только положительный результат;
  • коммуникации. Все процессы в организации сопутствуют коммуникативному взаимодействию между людьми. Коммуникации одно из характеристик присущих предприятию;
  • делегирование полномочий. Делегирование расширяет уровень знаний у менеджеров, так как оно способно расширить перечень выполняемых работ, и поможет посмотреть на деятельность работников из других уровней организации по-новому;
  • качество. Качество всех процессов происходящих в организации имеет прямое влияние на качество продукции на «выходе»;
  • инновации и пр.

Как показывает практика, внедрение модели организационного совершенства даёт самые положительные отзывы обратной связи, о результатах проделанной работы. Так сельскохозяйственные организации, организации сферы АПК, которые смогут внедрить в свою деятельность модель организационного совершенства обречены на эффективность, преимущество показателей таких организаций будет наиболее явным среди конкурентов.


Библиографический список
  1. 5 столпов совершенства организации // http://quality.eup.ru [Электронный ресурс] – URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY10/5pillars.htm (дата обращения 03.06.2015)
  2. Барановская Т.П. Модели управления малыми сельскохозяйственными предприятиями АПК / Т.П. Барановская // Научный журнал КубГАУ, №38 (4), 2008 [Электронный ресурс] – URL: http://ej.kubagro.ru/2008/04/pdf/09.pdf (дата обращения 07.06.2015)
  3. Дафт Р.Л. Менеджмент: учеб. пособие / Р.Л. Дафт – СПб.: «Питер», 2000. – 832 с.
  4. Добросельский В.В. «Принципы Деминга» в повышении качества продукции организаций машиностроительной сферы / В.В. Добросельский // Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации: сборник научных трудов XII-ой Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2015 года); Том 2, Юго-Зап. гос. ун-т., Курск, 2015. – с. 46-49.
  5. Добросельский В.В. Управление качеством организационных процессов и продукции на основе стандартов семейства ISO 14001:2004 / В.В. Добросельский // Современные инновации в науке и технике: Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции (17 апреля 2014 года); Том 2, Юго-Зап. гос. ун-т., Курск, 2014. – с. 35-40.
  6. Менеджмент в агропромышленном комплексе // Портал «У» [Электронный ресурс] – URL: http://www.portal-u.ru/menedgmentpodsistem/menvagro (дата обращения 07.06.2015)
  7. Николаева Э.В. Управление АПК: учебно-методическое пособие для дистанционного обучения по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии АПК». Часть 1 / Э.В. Николаева. – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2010. – 204 с.
  8. Пять столпов совершенства организации // Management.com.ua [Электронный ресурс] – URL: http://www.management.com.ua/qm/qm079.html (дата обращения 03.06.2015)
  9. Ресурс // Википедия [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ресурс (дата обращения 03.06.2015)
  10. Сельское хозяйство // Википедия [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сельское_хозяйство (дата обращения 07.06.2015)
  11. Совершенство управления изменениями // Ассоциация Деминга [Электронный ресурс] – URL: http://deming.ru/Books/SoverUprIzmen.htm (дата обращения 03.06.2015)
  12. Харрингтон Дж. Совершенство управления процессами / Дж. Харрингтон. – М.: Стандарты и качество, 2007. – 192 с.
  13. Шаповал М.I. Менеджмент якостi / М.I. Шаповал. – К.: Знання, 2006. – 471 с.
  14. Шишнева О.В. Организационное совершенство предпринимательской деятельности многопрофильной бюджетной организации / О.В. Шишнева // Известия ИГЭА . 2009. №3. с.101-104.


Все статьи автора «Добросельский Владимир Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: