УДК 630

ПРАЗДНИКИ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЙ В ШКОЛАХ ОМСКА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
Статья посвящена праздникам древонасаждений в школах Омска в начале ХХ века. В статье рассмотрено значение данных мероприятий для Омска и Степного края, в частности. Эти праздники имели большое воздействие на учащихся, способствуя их трудовому, физическому и эстетическому воспитанию.

Ключевые слова: гимназия, низшие школы, посадка деревьев, праздники древонасаждений, ремесленное училище, учебное заведение, училища, учительская семинария, экологическое воспитание


HOLIDAYS ESTIMATES IN SCHOOLS OMSK IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy. DI Mendeleev
candidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article is devoted to holidays estimates in schools Omsk in the early twentieth century. The article considers the importance of these activities for Omsk and Steppe region, in particular. These holidays had a great impact on students, contributing their labour, physical and aesthetic education.

Keywords: educational institution, environmental education, high school, holidays estimates, lower school, planting trees, school, teacher's Seminary, vocational school


Рубрика: Лесное хозяйство

Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Праздники древонасаждений в школах Омска в начале ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://agro.snauka.ru/2014/07/1519 (дата обращения: 13.07.2023).

В начале ХХ в. Министерство народного просвещения (далее – МНП) стремилось подготовить нормативную базу для организации праздников древонасаждений. Автор ранее частично исследовал вопрос, связанный с участием школьников в праздниках древонасаждений на Урале [1; 2; 3], а также в Западной Сибири [4; 5; 6; 7]. В данном исследовании акцентировано внимание на праздниках древонасаждений в Омске.

Инициатива на местах по устройству праздников древонасаждений была замечена Николаем II и нашла свое отражение в нормативной базе МНП. 26 июня1901 г. из МНП последовал циркуляр об организации древонасаждений. В Чернигове, уездных и заштатных городах устраивались праздники древонасаждений. Дети с удовольствием сажали деревья, а затем с любовью ухаживали за посадками. Николай II наложил резолюцию на отчете: «желательно, чтобы этот добрый обычай прочно у нас привился» [8, л. 3]. В результате министр народного просвещения П.С. Ванновский обратился к попечителю Западно-Сибирского учебного округа с просьбой обсудить вопрос об устройстве праздников древонасаждения для учащихся учебных заведений. При первой возможности следовало выполнить задуманное в текущем году. Праздники необходимо было устраивать в присутствии учебного начальства. Учащимся следовало давать предварительные пояснения о пользе древонасаждений, о приемах посадки и ухода за деревьями для отношения к делу с «надлежащим» сознанием. Принуждать к посадке деревьев не следовало. К тому же в интересах учебного дела праздники предписывалось устраивать во внеучебные дни [8, л. 3-3об.].

Большое значение праздники древонасаждений имели для Степного края, где ощущался недостаток лесных массивов. В Омске осенью1900 г. и весной1901 г. в праздничные дни проводились посадки деревьев учениками на гимназическом участке в присутствии педагогов. Предварительно директор училищ сказал ученикам несколько слов о значении леса вообще, а в особенности в степном крае, как элемента украшающего и оздоровляющего местность. Было также выражено желание, чтобы ученики сами посадили деревья, берегли их и оставили гимназии на память о своем в ней пребывании. Руководил Поляков, разъяснявший способы посадки. Вместе с Поляковым посадкой деревьев занимался чиновник Палаты государственных имуществ Суханов, неоднократно участвовавший в устройстве праздника древонасаждения. Посадкой занимались и интересовались преимущественно ученики младших классов и средних. Из нескольких сотен посаженных деревьев сохранились в течение года около 20, несмотря на поливку. Такой результат объяснялся тем, что посаженные деревья были очень малы и не были свежими при посадке. К тому же лето1901 г. оказалось таким жарким, что во всем городе посадки деревьев пострадали. Также гимназический участок являлся открытой местностью для ветров. Деревца сгорели от зноя. Некоторые саженцы черемухи и рябины, дав цвет, погибли [8, л. 14-15].

Для подготовки учащихся в низших школах к древонасаждениям разрабатывались программы, рассчитанные на весь срок обучения в училище. Директор Омского низшего механико-технического училища (далее – ОмНМТУ) весной1902 г. перед посадкой деревьев просил управляющего государственными имуществами Акмолинской и Семипалатинской областей помочь с ознакомлением учащихся училища с лесоразведением. Управляющий с помощником пошли на встречу, выработав программу, выполнение которой вело к достижению намеченной министром народного просвещения цели во исполнение воли царя  [8, л. 20].

В течение зимы учащимся первого класса планировалось читать лекции по следующим темам: строение дерева и его жизнь, семена древесные, и способы обработки почвы под будущие питомники, приемы посевов и посадок, самопосевы, пересадка деревьев. Для этого библиотеку училища следовало пополнить пособиями по лесоразведению. В двух классах планировалось прочесть до десяти лекций. Более подробные сведения учащиеся получали из брошюр, выписанных по рекомендации уездного лесовода. Весной ученики  с членом педсовета совершали экскурсии на Омскую ферму, где после объяснения работ занимались обработкой почвы под питомники. Работа плугами и боронами выполнялась рабочими с фермы и занимала неделю. Ученики в это время должны были побывать на работах не менее двух раз в качестве помощников. В следующую экскурсию ученики разбивали участок на прямоугольники и занимались «тщательным» разрыхлением земли. Затем готовили семена для посева. В четвертую экскурсию ученики засевали часть земли семенами: березы, липы, тополя, лиственницы, сосны, ели и ягодных пород. Этот материал имелся на ферме и предоставлялся ученикам бесплатно. Пятая экскурсия предпринималась с целью ознакомления учащихся на месте со способами очищения засеянных полос от сорных трав [8, л. 20-21].

Во втором классе зимой планировались лекции по практической полезности лесоразведения. Весной, осмотрев результаты своих трудов, ученики занимались подготовкой почвы под посадку молодых саженцев в «школу». Для этого требовались две экскурсии. На третьей экскурсии перед учениками ставилась задача – пересадка. Дерево хорошо росло от семечка, быстро давало побеги, но не могло без болезни перенести неосторожную пересадку. Место для «школы» учениками разбивалось так же, как и для питомника, на прямоугольные участки. Туда переносились саженцы по сортам. Работы по очистке школы и питомника от сорняков и посадке новых деревьев на месте погибших, выполнялись за две-три экскурсии в августе. На третий год ученики посещали ферму два раза для знакомства со способами разведения деревьев черенками, с устройством лесных опушек для защиты хлебных посевов от влияния ветров, с разведением живых изгородей [8, л. 21].

Древонасаждения в низших учебных заведениях Западной Сибири, имеющих профессиональную направленность, не носили характер праздника, более ориентируясь на приобретение умений и навыков учащимися. В1902 г. в древонасаждениях участвовали два класса ОмНМТУ. Заведующий фермой в мае рассказал учащимся о пользе разведения деревьев на местных территориях, о почве, на которой при умелой подготовке можно было разводить лес, о способах разведения неприхотливых пород. По причине поздней весны, а также в интересах учебного дела, посадку и посев деревьев пришлось отложить. Ученики 1 класса 7 мая подготовили на участке почву для посадки деревьев и пересадили из питомника 285 штук карагача (вяза мелколистного) и 15 черемухи. На следующий день 2 класс засеял два участка площадью 20 кв. сажен семенами березы и пересадил из питомника в школу 250 штук бересклета (вид кустарника или невысокого дерева) и 15 лиственницы. За два дня ученики обошли образцовые заготовки земли и всходы осенней фермерской посадки. Заведующий фермой прошел с учениками по полям, рассказывая об участках земли и деревьях. Несмотря на трудности полевых работ, выполненных учениками, посев и пересадка деревьев проходили с интересом у воспитанников, что выражалась в вопросах руководителям. Праздничного характера процесс посадки не имел, если не считать чая, предложенного ученикам в поле после работ. К тому же директор училища считал, что устраивать праздник ученикам для побуждения их к работам не целесообразно, так как это носило скорее характер развлечения, чем серьезного обучения делу. На приобретение руководств, брошюр и на расходы за чтение лекций, директор училища собирался выделить деньги из спецсредств учебного заведения [8, л. 21об.-22].

После древонасаждений определись ответственные учащиеся, следящие за посадками в летний период. Закрепление учащихся для ухода за посадками имело воспитательное значение, формируя ответственность за результат своего труда. Ученики ремесленной школы при ОмНМТУ также привлекались весной1902 г. к древонасаждениям. На участке училища ученики 4 мая убрали мусор, засыпали канавы землей и под наблюдением директора и руководством учителя В.А. Суханова посадили сибирские яблони, ясени, сирень и малину. После работы и вечерней поливки учащимся был предложен чай от училища. Уход за посадками возлагался на учеников, так как они работали в мастерских до 1 августа и могли следить за растениями. Осенью учеников школы и училища отправляли на ферму для заготовки почвы и пересадки деревьев на больших площадях, отведенных училищу [8, л. 23-23об.].

На проведение праздников древонасаждений влияли факторы, связанные с проведением ремонта учебных заведений. В1902 г. в Омской гимназии не проводилось праздника древонасаждения вследствие исключительных обстоятельств. Гимназия производила перестройку здания. Присутствие значительного числа рабочих во дворе гимназии, склад строительных материалов и сами работы мешали устройству праздника. В следующем учебном году директор гимназии собирался принять меры для совершения ежегодных праздников, чтобы это дело привилось в учебном заведении и принесло надлежащие плоды [8, л. 40].

У городских учебных заведений находились свои причины для отказа от организации древонасаждений. В Омской учительской семинарии в 1901–1902 гг. для древонасаждения ничего не было сделано по следующим причинам: во-первых, за недостатком земли для достижения этой цели; во-вторых, за неимением денежных средств для приобретения лопат, леек других инструментов. В1903 г. это дело по мере возможности планировалось поставить в более благоприятные условия, так как с 1 октября1902 г. начальство семинарии арендовало у города для занятий учащихся садоводством и огородничеством три десятины удобной земли недалеко от стоящегося интерната, с прилегающим небольшим лесом. Оставалось только позаботиться о приобретении нужного количества инструментов. Этот вопрос был связан с занятиями учащихся садоводством и огородничеством, то на педсовете рассматривался вопрос о смете на будущий год. Праздник древонасаждения предполагалось провести во второй половине апреля или в первой половине мая 1903 года. Учащимся предварительно сообщались необходимые для этого сведения. В связи с арендованием семинарией большого участка земли появлялась возможность к сообщению будущим учителям после прохождения ими краткого теоретического курса садоводства, огородничества и лесоразведения, практического применения этих сведений на практике весной и летом 1903 года [8, л. 46-46об.].

Распоряжениями МНП требовалось введение опытов по древонасаждению, лесоразведению, огородничеству. К осени1902 г. Омская учительская семинария ничего не сделала в этой области в плане сообщения будущим рассадникам в народе полезных знаний и умений. На первые опыты по древонасаждению необходима была значительная сумма. В распоряжении же семинарии имелись суммы с определенным назначением, так что на древонасаждение или лесоразведение никаких средств не находилось. В циркуляре указывались способы проведения работ, количество инструментов и приборов на определенное число учащихся. В соответствии с этими указаниями, можно было вычислить, какая сумма требовалась для семинарии в первый год, чтобы начать опыты, и на последующие годы. Главное заключалось в том, что, делая такие расчетные указания, МНП предоставляло возможность просить об отпуске казенных сумм на данные опыты. В народных училищах Акмолинской области праздников древонасаждений в1902 г. не устраивалось [8, л. 47, 51-52].

Подготовка к праздникам древонасаждений сопровождалась проведением лекций для учащихся по ботанике и лесоводству. Учащиеся ОмНМТУ и ремесленной школы осенью1902 г. и весной1903 г. продолжали заниматься древонасаждениями. Считая вопрос о развитии растений весьма важным, педсовет решил устраивать для учеников ежегодно лекции по ботанике и лесоводству, что и было приведено в исполнение в 1902-1903 учебном году. Пять лекций было прочитано в воскресные и праздничные дни ученым-лесоводом, который основательно знакомил учеников с помощью наглядных пособий, коллекций семян, с жизнью растений. Этот же лесовод руководил учениками на полевых занятиях на казенной ферме, где он состоял на службе, и в городской роще делал различные указания и объяснения. Расходы за чтение лекций и руководство составили 25 руб., и были отнесены на счет специальных средств училища. К сожалению, к осени1903 г. большая часть земли казенной фермы была отделена Министерством земледелия под молочную ферму, и ученикам училища не пришлось там больше пользоваться полями для засева и посадки растений. По этому приходилось искать новое место, что могло отразиться на интересе к делу, так как учащиеся при таком порядке не видели плодов своего труда [8, л. 60об.].

Для более организованного и системного подхода к посадке деревьев учебные заведения нуждались в пригородных участках земли для практических работ. Пытаясь всеми мерами развить в учащихся интерес к лесоразведению, и поставить это дело на должную высоту, директор ОмНМТУ решил взять у города в аренду пригородный участок земли, в надежде на то, что с1904 г. городское управление предоставит этот участок в постоянное бесплатное пользование. Требовались средства на приобретение инструментов, на чтение лекций и руководство при подготовке земли и устройство питомника. В1902 г. с фермы был отпущен бесплатно посадочный материал, перенесенный учениками на пригородную площадь в подготовленную землю. Лекции по ботанике, лесоразведению вызвался читать лесной кондуктор Г.П. Бакулин [8, л. 60об.-62].

После смены руководства МНП в1904 г. на древонасаждения стало обращаться меньше внимания. Волнения в учебных заведениях Западной Сибири в период революции 1905–1907 гг. не способствовали развитию движения по древонасаждению. К вопросу о древонасаждениях попечитель ЗСУО вернулся 17 марта1911 г. на основе распоряжений МНП, предложив устроить учебным заведениям праздники для посадки деревьев.

На рубеже XIX–XX вв. учебные заведения городов Западной Сибири начинают проявлять инициативу по устройству праздников древонасаждения. В данных праздниках принимали участие школьники Омска. Эти мероприятия оказывали большое воспитательное воздействие на учащихся. Воспитательное значение древонасаждений для учащихся школ заключалось в осознанном отношении к роли леса в природе и жизни человека, влиянии на природно-климатические условия региона, бережливом отношении к природным ресурсам. Это способствовало, совместно с трудовым и физическим, экологическому воспитанию учащихся.


Библиографический список
  1. Сулимов В.С. Праздники древонасаждения в Оренбургском учебном округе // Пятые Большаковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: научно-образовательный и культурно-просветительный альманах. Оренбург, 2011. С. 203–207.
  2. Сулимов В.С. Праздники древонасаждений на Южном Урале рубежа XIX–XX веков // Аграрный вестник Урала. Екатеринбург, 2011. № 10. С. 19–20.
  3. Сулимов В.С. Организация праздников древонасаждения в Шадринском уезде Пермской губернии на рубеже XIX–ХХ веков // История и археология Восточной Европы. Материалы I Международ. научн. конф. «Проблемы аграрной истории и археологии Восточной Европы». Брянск, 2011. С. 177–179.
  4. Сулимов В.С. Участие учащихся школ Кургана в празднике древонасаждения в начале ХХ века // Тобольск научный – 2011: Материалы VIII Всерос.науч.-практич. конф. Тобольск, 2011. С. 227–229.
  5. Сулимов В.С. Праздник двевонасаждения в Кургане в начале ХХ века // IX Зыряновские чтения: Материалы Всерос. научн.-практич. конф. Курган, 2011. С. 230–231.
  6. Сулимов В.С. Праздники древонасаждения в школах Томской губернии в начале ХХ века // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы междунар. науч.-практич. конф. Барнаул, 2012. С. 260–263.
  7. Сулимов В.С. Древонасаждения в школах Томской губернии в начале ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/05/1478 (дата обращения: 21.05.2014).
  8. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 1603.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: